Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве кратко

Кодекс административного судопроизводства РФ

Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве кратко

Добро пожаловать на сайт «Кодекс административного судопроизводства РФ». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям КАС РФ и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, через меню в левой части сайта или через систему поиска информации по статьям КАС РФ.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Задачи и принципы

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Основные блоки кодекса

Все нормативы кодекса можно разделить на несколько блоков, связанных единой логической цепочкой обеспечения задач и принципов судопроизводства.

  1. Основы судопроизводства в сфере административного права. Этот блок представляет собой декларацию и расшифровку предмета, задач и принципов кодекса.
  2. Категории дел, рассматриваемых судами разного иерархического положения. КАС РФ содержит описания признаков дел, которые могут рассматриваться мировыми, военными, районными, верховными судами. Кроме того, регулируется рассмотрение дел с участием иностранных лиц, по нескольким взаимосвязанным искам, по исключительной подсудности.
  3. Суд и судебный процесс. Этот обширный блок объединяет в себе общие для судов всех инстанций правила и нормы формирования состава суда, проведения самого процесса, определения прав и обязанностей участников.
  4. Производство по отдельным категориям дел. Данной теме посвящен четвёртый раздел кодекса. К таким делам относится оспаривание юридически значимых документов, кадастровой стоимости недвижимости, прекращения деятельности политической партии и т.п.
  5. Исполнение решений, вынесенных судами разных инстанций. Данный блок включает в себя перечень действий от выдачи исполнительного листа до поворота исполнения.

В этих блоках содержатся нормативы, характерные для всех федеральных законов, регламентирующих процесс судопроизводства. Кроме того, каждый кодекс подобного назначения создан для того, что бы определить специфику определённой сферы юридического регулирования.

Специфические категории дел

Несмотря на то, что административное право регулирует взаимоотношения в области управленческой деятельности, тематический диапазон рассматриваемых дел обширен.

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти.

Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ.

Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Статья 239 регламентирует процедуру обращения в суд при нарушении избирательных прав.

С исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий госорганов или должностных лиц исполнительной власти могут обратиться в суд любые перечисленные в ст. 208 субъекты права.

Иск, направляемый от имени депутатов законодательного органа, может быть принят только при условии, что количество заявителей представляет мнение не менее одной трети от численности всех членов данного органа.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

Две главы кодекса (30 и 31) посвящены проблемам госпитализации людей в принудительном порядке в психиатрические и противотуберкулёзные клиники.

Решение о принудительном лечении в специальных учреждениях может быть принято на основании уже проведённого обследования и поставленного диагноза. Если диагноз не поставлен или он вызывает сомнение, то суд сначала выносит решение о медицинском освидетельствовании человека.

В рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела по психически больным людям, совершившим преступления (ст. 274).

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

Завершение судебного процесса

В большинстве своём они подлежат исполнению только после вступления в законную силу (статья 352 КАС России). Данный кодекс описывает гибкую систему сроков реализации исполнительных листов. Он может быть выдан (ст. 356):

  • в течение трёх лет с даты вступления в законную силу;
  • с первого рабочего дня после вынесения решения;
  • на протяжении трёх месяцев в случае восстановления пропущенных сроков;
  • со дня возобновления действия исполнительного листа при отсрочке или приостановлении исполнения;
  • с момента возобновления действия листа в случае возврата документа в суд в связи с невозможностью его выполнения.

Действия или бездействия судебных приставов могут быть оспорены (ст. 360). В случае отмены судебного акта, по которому был выдан исполнительный иск, производится поворот исполнения, то есть возврат лицу всего взысканного имущества (ст. 361).

Таким образом, кодекс административного судопроизводства регламентирует целый комплекс действий, связанных с судебными процессами по административным правонарушениям.

При этом его действие не ограничивается только собственно рассмотрением дел в суде.

Поскольку исполнение решения суда входит в обязанность судьи, то и кодекс определяет порядок доведения судопроизводства до логического конца.

Кас рф: первая практика и общие рекомендации по применению

Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве кратко

Кодекс административного судопроизводства РФ начиная с этапа внесения в качестве проекта в Госдуму и до его вступления в силу неоднократно освещался на страницах «ЭЖ» (см.

, например, «Новые правила административного судопроизводства, не вступив в силу, уже вызывают вопросы», «ЭЖ», 2015, № 12, «Кодекс административного судопроизводства: что, как и зачем?», «ЭЖ», 2015, № 35). На сегодняшний день Кодекс действует больше полугода (с 15 сентября 2015 г.

), и уже начала формироваться первая судебная практика его применения. Рассмотрим первоначальные итоги.

Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок рассмотрения Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции (а также мировыми судьями) дел, возникших из публичных правоотношений, в частности, об оспаривании нормативно-правовых актов, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц и др.

Ранее нормы, регулирующие административное судопроизводство, содержались в ГПК РФ и АПК РФ, которые применялись судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении соответствующих категорий дел по подведомственности.

С вступлением в силу нового Кодекса соответствующие положения ГПК РФ утратили силу — теперь суды общей юрисдикции применяют КАС РФ, а арбитражные суды и Суд по интеллектуальным правам по-прежнему рассматривают административные дела по АПК РФ.

Основная идея законодателя при принятии нового процессуального кодекса заключалась в том, чтобы установить специальные правила для разрешения споров с участием публичных субъектов: если в обычном исковом производстве стороны спора находятся в равном положении, то в публичных правоотношениях равенство субъектов отсутствует. По логике законодателя, положения КАС РФ призваны отражать специфику административного судопроизводства и обеспечивать баланс интересов сторон.

Сфера применения КАС РФ

Дела, рассматриваемые в соответствии с КАС РФ, можно условно разделить на две категории:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ч. 2 ст. 1 КАС РФ), в частности: оспаривание нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативным свойствами; оспаривание решений или действий (бездействия) публичных органов и должностных лиц; оспаривание решений или действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, и др.;
  • обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, организаций при реализации отдельных административных властных требований (ч. 3 ст. 1 КАС РФ): приостановление или ликвидация политической партии, прекращение деятельности СМИ, взыскание обязательных платежей и санкций с физических лиц, административный надзор и др.

Важно учитывать, что в данный момент КАС РФ применяют только суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам и арбитражные суды по-прежнему рассматривают споры в соответствии с нормами АПК РФ.

Помимо этого, в данный момент вне сферы регулирования КАС РФ остаются дела об административных правонарушениях, об обращении взыскания на средства бюджетов Российской Федерации, о взыскании обязательных платежей и санкций с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В основу Кодекса положены нормы ГПК РФ и АПК РФ, регулирующие порядок рассмотрения споров, возникших из публичных правоотношений. Однако КАС РФ содержит ряд нововведений, отражающих, в частности, специфику административного судопроизводства.

Активная («инквизиционная») роль суда

В целях обеспечения баланса интересов сторон, защиты «слабого» участника судебного процесса КАС РФ предоставляет суду активную роль в судебном процессе. Суд вправе по собственной инициативе истребовать доказательства (ч. 1 ст. 63 КАС РФ), привлечь надлежащего ответчика без согласия истца (ч. 1 ст.

43 КАС РФ), проверить соглашение о примирении на предмет допустимости взаимных уступок (ч. 5 ст. 137 КАС РФ). Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлена возможность самостоятельно применить меры предварительной защиты либо приостановить исполнение судебного решения по делу (ч. 1 ст. 306 КАС РФ).

Приведенные положения применяются на практике: наиболее часто суды используют полномочия по самостоятельному истребованию доказательств и привлечению надлежащего ответчика.

В одном деле, к примеру, апелляция отменила решение суда первой инстанции со ссылкой на необходимость привлечь надлежащего ответчика и истребовать доказательства (Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01.03.2016 по делу № 33а-1755/2016).

Однако стоит отметить, что в действительности активность суда может проявляться в получении информации не только от публичного органа или должностного лица, но и от гражданина или организации.

Меры процессуального принуждения

Активная роль суда также проявляется в использовании широких полномочий по поддержанию порядка в судебном заседании, в том числе посредством применения мер процессуального принуждения. В отличие от ГПК РФ, в административном процессе суд может:

  • ограничить выступление участника судебного разбирательства или лишить его слова (ст. 118 КАС РФ). Ограничение выступления применяется, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не относящегося к делу, а лишение слова — если участник нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего судьи, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания, призывает к осуществлению незаконных действий;
  • применить меру в виде обязательства о явке — письменного обязательства своевременно являться на заседание по вызову суда (ст. 121 КАС РФ) — в отношении лица, участие которого является обязательным по закону или по решению суда. При нарушении обязательства о явке суд вправе наложить судебный штраф либо вынести определение о приводе.

Кодекс также повышает размеры судебных штрафов (ст. 122 КАС РФ), например, в отношении организаций — до 50 000 руб., в отношении должностных лиц — до 30 000 руб., в отношении граждан — до 5000 руб. В отличие от КАС РФ, максимальный размер большинства штрафов по ГПК РФ не превышает 1000 руб. (ч. 3 ст. 57, ч. 3 ст. 159 ГПК РФ и др.).

Судебное представительство

Одной из наиболее обсуждаемых новелл КАС РФ стало установление квалификационного требования к представителям — обязательного наличия высшего юридического образования. В противном случае суд отказывает в признании полномочий лица на участие в административном деле.

На практике у судов возникал вопрос: допускать ли в процесс адвоката, который не представил диплом о высшем юридическом образовании? В Обзоре судебной практики № 3 (2015) (далее — Обзор № 3) Верховный суд РФ разъяснил, что адвокат не должен предъявлять документы о высшем юридическом образовании, поскольку наличие адвокатского статуса уже подтверждает квалификацию представителя (вопрос № 15). Аналогичные положения планируется прямо закрепить в Кодексе (проект федерального закона № 971508-6).

Еще одно нововведение — установление категорий дел, при рассмотрении которых судебное представительство является обязательным:

  • дела об оспаривании нормативных правовых актов, за исключением ситуаций, когда административный истец имеет высшее юридическое образование (ч. 9 ст. 208 КАС РФ);
  • дела о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию или принудительном психиатрическом освидетельствовании (ч. 6 ст. 277 КАС РФ).

Также при оформлении доверенности на представителя от организации следует учитывать обязательность проставления печати на документе (ч. 6 ст. 57 КАС РФ). Несмотря на то что с 1 сентября 2013 г.

печать не относится к обязательным реквизитам доверенности юридического лица (подробнее об использовании печатей читайте в статье «Использование печатей в коммерческом обороте: нужны ли они компаниям?», «ЭЖ», 2016, № 12), положения Кодекса имеют специальный (приоритетный) характер (Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2015)).

Коллективный административный иск

В отличие от ГПК РФ, КАС РФ предоставляет группе лиц возможность предъявить коллективный административный иск.

Иными словами, если решения или действия публичных органов и должностных лиц затрагивают значительное число граждан, последние могут обратиться в суд совместно.

Например, в практике встречаются коллективные иски членов товарищества собственников жилья, собственников земельных участков, потребителей коммунальных услуг (при оспаривании нормативов потребления).

Институт коллективного иска способствует экономии времени суда, который рассматривает не множество однотипных требований, а единый иск, а также устраняет риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.

Для обращения с коллективным административным иском необходимо соответствовать ряду условий (ч. 1 ст. 42 КАС РФ):

  • многочисленность или неопределенность числа членов группы — к требованию должно присоединиться не менее 20 человек. При этом следует учитывать, что присоединившиеся лица должны подписать текст заявления либо подать отдельное заявление о присоединении к иску. Суды проверяют количество подписей, а также требуют максимальной идентификации членов группы;
  • предмет спора и основания требований должны иметь однородный характер. Отметим, что это наиболее «произвольный» критерий. Из нормы закона не следует, что административные истцы должны быть связаны одним правоотношением, договором и пр. (так, например, применяется ч. 1 ст. 225.10 АПК РФ). Вместе с тем на практике существует риск использования более узкого подхода;
  • требования заявлены к одному административному ответчику (соответчикам);
  • участники группы должны избрать единый способ защиты прав (например, об оспаривании нормативного правового акта или об оспаривании решения административного ответчика и пр.), то есть требования не могут быть разными.

Ведение административного дела должно быть поручено так называемому истцу-представителю — одному или нескольким лицам, действующим от имени группы без доверенности. Суды также требуют представления документов о высшем юридическом образовании истца-представителя.

Вместе с тем большой блок вопросов по подаче или процедуре рассмотрения коллективного административного иска остался неурегулированным: порядок подготовки и рассмотрения коллективного иска, извещение членов группы, их взаимодействие с представителем, порядок выбора, замены и прекращения полномочий представителя. Судебная практика по рассмотрению коллективных исков еще не сформировалась. Не исключено, что суды по аналогии будут пытаться применять положения главы 28.2 АПК РФ.

Применение преюдиции в отношении одной категории лиц

Определенные изменения претерпели положения о преюдиции: обстоятельства по иному делу, установленные вступившим в законную силу судебным актом, имеют преюдициальное значение не только для лица — участника рассмотренного дела, но и для категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (ч. 2 ст. 64 КАС РФ).

Более широкое распространение преюдиции является обоснованным: нередко решения или действия публичных органов и должностных лиц касаются не конкретного лица, а категории или группы лиц. В частности, применение ч.

2 ст. 64 КАС РФ допустимо, если истец отказывается от присоединения к коллективному иску: обстоятельства, установленные при рассмотрении коллективного административного заявления, будут преюдициальными для такого лица.

Риски отказа в принятии иска к производству

Как следует из п. 3 ч. 1 ст.

128 КАС РФ, суд вправе отказать в принятии административного иска, если оспариваемым актом, решением или действием (бездействием) не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Применение нормы целесообразно, например, при очевидном отсутствии связи между оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) и требованиями заявителя — суду не придется тратить лишнее время на подобный иск.

Вместе с тем эта же норма порождает и риск необоснованного отказа — если суд необоснованно не усмотрит нарушения прав заявителя. Судебная практика складывается противоречиво, зачастую суды апелляционной инстанции отменяют отказные определения судов первой инстанции. На данном этапе можно попытаться минимизировать риски следующим образом:

  • максимально обосновать свой процессуальный интерес: указать на конкретные обстоятельства, приложить доказательства к исковому заявлению;
  • при отсутствии доказательств заявить о возможности их истребования: недостаточность доказательств не должна служить основанием для отказа суда (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.12.2015 по делу № 33А-13256/2015);

Источник: https://www.eg-online.ru/article/314618/

1. Понятие и виды мер процессуального принуждения

Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве кратко

Тема:Иные меры процессуального принуждения

Проверил:

Выполнила: Темиргали А.Т.

студентка3 «F»группы

Каскелен– 2014 год

План:

Введение

1.Понятие и виды мер процессуальногопринуждения

2.Основания и процессуальный порядокзадержания подозреваемого

3.Виды мер пресечения

4.Основания и процессуальный порядокизбрания мер пресечения

Списокиспользованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Приосуществлении взаимоотношенийправоохранительных органов Республикис другими государствами по вопросамоказания правовой помощи меры пресеченияприменяются с учетом положениймеждународных договоров (ст.

521 УПК РК),в частности: утвержденным ООН «Сводомпринципов защиты всех лиц, подвергаемыхзадержанию или заключению в какой быто ни было форме», Минской КонвенциейСНГ «О правовой помощи и правовыхотношениях по гражданским, семейным иуголовным делам», Соглашением «О порядкепередачи и транзитной перевозке лиц,взятых под стражу» (г.

Ашгабат, 17 февраля1994 г.

), Инструкцией РК «О порядке извещениядипломатических представительствиностранных государств на территорииРК о задержаниях и арестах гражданпредставляемого государства, а такжео порядке посещения представителямидипломатических представительствзадержанных, арестованных и осужденныхк лишению свободы иностранных граждан»,а также с учетом положений иныхмеждународных договоров по борьбе странснациональными преступлениями,конвенций, соглашений о правовой помощии правовых отношениях по уголовнымделам.

Впрактике международных отношений имеетширокое распространение заключениедвусторонних соглашений и конвенцийпо вопросам дипломатических и консульскихвзаимоотношений, в которых решаются иоговариваются вопросы привилегий ииммунитетов от уголовного преследования.

Организационно-правовыеи руководящие разъяснения по вопросамприменения мер пресечения содержатсяв нормативных постановлениях ПленумаВерховного Суда РК, а также в приказах,инструкциях и указаниях Генеральногопрокурора Республики Казахстан.

КонституцияРК гарантирует гражданам неприкосновенностьличности, из чего следует, что в уголовномпроцессе применение досудебногоограничения прав и свобод должноосуществляться на началах законностипри наличии системы процессуальныхгарантий, исключающих незаконное инеобоснованное избрание мер, сходныхс лишением свободы.

Уголовно-процессуальноепринуждение – это метод государственноговоздействия, проявляющийся вуголовно-процессуальных средствахпресечения неправомерных действий либобездействия, представляющих угрозуинтересам правосудия, применяемых впорядке, установленном законом,компетентными органами государства(должностными лицами) в отношенииучастников уголовно-процессуальнойдеятельности Коврига З.Ф.Уголовно-процессуальное принуждение.Воронеж, 1975. С. 30..

Основаниямидля применения мер процессуальногопринуждения являются необходимость:

1)обеспечения предусмотренногоуголовно-процессуальным законом порядкарасследования и судебного разбирательства;

2)надлежащего исполнения приговора.

Мерыпроцессуального принуждения могутприменяться:

1)вместо мер пресечения (например, вместоподписки о невыезде – мера принуждения- обязательство о явке);

2)наряду с мерами пресечения (например,лицо находящееся под подпиской оневыезде, при неявке может быть доставленок следователю приводом, то есть сприменением меры принуждения);

3)несколько их различных видов одновременно.

Вотличие от мер процессуального пресечениятакие меры принуждения, как обязательствоо явке, привод и денежное взысканиемогут применяться не только к обвиняемомуи подозреваемому, но и к свидетелю,эксперту, специалисту, потерпевшему игражданскому истцу и их представителям,а также гражданскому ответчику, егопредставителю или представителямобвиняемого.

Мерыпринуждения, за исключением наложенияареста на имущество, применяются поединоличному решению следователя, либодознавателя по согласованию с начальникоморгана дознания.

Всоответствии с уголовно-процессуальнымзаконодательством меры уголовно-процессуальногопринуждения сконцентрированы в 4 разделеУПК и подразделяютсяна три вида:

1)задержание подозреваемого (гл. 17 УПКРК);

2)меры пресечения (гл.18 УПК РК);

3)иные меры процессуального принуждения(гл.19 УПК РК).

Киным мерам принуждения относятся:

1)обязательство о явке к дознавателю,следователю, в суд (ст. 157 УПК РК);

2)привод (ст. 158 УПК РК);

3)временное отстранение от должности(ст. 159 УПК РК);

4)денежное взыскание (ст. 160 УПК РК);

5)наложение ареста на имущество (ст. 161УПК РК).

Рассмотримсущность и содержание каждой из указанныхиных мер принуждения.

Обязательствоо явкедаетсяобвиняемым, подозреваемым, если к нимне применена мера пресечения, свидетелемили потерпевшим в письменном виде приналичии оснований, что они могутуклониться от участия в уголовномпроцессе, а именно: от участия вследственных действиях или в судебномразбирательстве либо при фактическойих неявке без уважительных причин.

Лицо,в отношении которого избрана даннаямера принуждения, обязано:

-своевременно являться по вызовам;

-сообщать о перемене места жительства.

Вслучае нарушения обязательств по явкеуказанные лица могут быть доставленыв орган расследования и в суд приводом.Кроме того, в отношении обвиняемого илиподозреваемого может быть примененалюбая мера пресечения.

Определяясрок явки указанных лиц, следователь,дознаватель должны учитывать реальнуювозможность ее (явки) исполнения.

Уважительнымипричинами неявки признаются:

-болезнь, лишающая возможность явки(факт болезни должен быть удостоверенврачом);

-несвоевременное получение повестки;

-стихийные бедствия (пожар, наводнениеи т.д.);

-иные причины (тяжелая болезнь членасемьи, перерыв в движении транспорта ит.д.).

Привод-это принудительное доставление к местудопроса одного из указанных выше лиц,если он не является по вызовам безуважительных причин.

Чтобыпринять обоснованное решение о приводе,следователь должен тщательно исследоватьпричины неявки (например, дать отдельноепоручение участковому инспектору,органу дознания для установления причиннеявки, созвониться с вызываемым лицомили его родственниками и т.д.), так какпри осуществлении привода можетпострадать репутация данного лица.

Постановлениео приводе составляется по правиламст.202 УПК РК. В постановлении обязательнодолжно быть указано, какому конкретнооргану полиции поручается осуществлениепривода, к которому направляется копияданного постановления для исполнения.

Осуществлениепривода запрещается:

-в ночное время с 22.00 до 6.00 часов;

-несовершеннолетних до 14 лет;

-без уведомления законного представителянесовершеннолетнего в возрасте от 15 до18 лет;

-беременных женщин и женщин, имеющихгрудных детей;

-тяжелобольных и больных инфекционнымизаболеваниями.

Временноеотстранение обвиняемого отдолжностиограничиваетправо обвиняемого на труд, гарантированноеКонституцией РК, в связи с чем даннаямера должна применяться лишь в случаяхдействительной необходимости с учетоминтересов следствия и обвиняемого(большая семья, единственный кормилец)и учреждения, в котором обвиняемыйработает. Если необходимость в сохраненииданной меры отпадает, она должна бытьотменена.

Отстранениеобвиняемого от должности может применятьсятолько в отношении должностного илиматериально ответственного лица.

Применение указанной меры принужденияне должно лишать его права поступитьна другую работу, но не связанную с ранеезанимаемой им должностью.

В случае, еслиобвиняемый не смог устроиться на другуюработу по не зависящим от негообстоятельствам, ему может быть назначеноежемесячное государственное пособиев сумме не менее одного минимальногоразмера оплаты труда.

Обвиняемыйможет быть отстранен от должности вследующих целях:

-воспрепятствования обвиняемому помешатьрасследованию путем уничтожения илифальсификации доказательств, воздействияна свидетелей, подделки документов ит.д.;

-воспрепятствования совершению им новыхпреступлений по должности либо продолжениюсвоих преступных действий;

-сохранения престижа учреждения ивоспитания честного отношения к трудуу других сотрудников и должностных лиц.

Отстранениеот должности оформляется постановлением,в котором указываются конкретные мотивы,вызывающие необходимость примененияданной меры принуждения.

Наосновании данного постановленияруководитель учреждения обязан издатьв течение трех суток соответствующийприказ об отстранении обвиняемого отисполнения обязанностей по даннойдолжности.

Занеисполнение процессуальных обязанностейи нарушение порядка в судебном заседаниизакон предусматривает возможностьналожения на потерпевшего, свидетеля,специалиста, переводчика и иных лиц,участвующих уголовном процессе, денежноговзыскания(ст.160 УПК РК), а в случае, предусмотренномст.327 УПК РК – и иных мер административноговзыскания. Данные меры могут применятьсятолько судом или судьей в соответствиис законодательством об административныхправонарушениях.

Наложениеареста на имущество.

Обязанностьюлица, производящего расследование,является принятие законных мер креальному возмещению материальноговреда, причиненного преступлением,путем наложения ареста на имущество,на которое может быть обращено взысканиеили конфискация, и этим предотвратитьсокрытие, продажу или уничтожениеимущества. Это является эффективнымсредством реального возмещения вреда,причиненного потерпевшему.

Арестможет быть наложен только на имущество,принадлежащее:

-лично обвиняемому или подозреваемому;

-лицам, несущим по закону материальнуюответственность за действия обвиняемогопо гражданскому законодательству;

-лицам, у которых находится имущество,приобретенное обвиняемым незаконнымпутем (например, автомобиль, приобретенныйна деньги, добытые преступным путем, нооформленный на имя его родственника),при условии установления этого факта.

Оналожении ареста на имущество следовательсоставляет мотивированное постановлениеи санкционирует его у прокурора. Еслиопись имущества осуществляетсяодновременно с обыском или выемкой, тов данном случае об этом выноситсяотдельное постановление и составляетсяотдельный протокол о производствеобыска.

Имущество,подвергнутое описи, может быть переданона ответственное хранение собственнику,соответствующим организациям либородственникам, у которых отбираетсяподписка о сохранности имущества, и обответственности по ст. 357 УК РК за егорастрату, отчуждение, сокрытие илинезаконную передачу.

Арестне может быть наложен на имущество,относящееся к предметам первойнеобходимости, перечень которых определенУПК РК.

Источник: https://studfile.net/preview/5430797/

Меры принуждения в гражданском процессуальном праве

Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве кратко

Хамрабаева С. А., Акопян Р. О. Меры принуждения в гражданском процессуальном праве // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 284-286. — URL https://moluch.ru/archive/236/54868/ (дата обращения: 19.11.2019).



В настоящее время исследователи отмечают положительную динамику продуктивности работы судебной власти. Это говорит о достижении целей, установленных гражданским процессуальным законодательством, однако этот процесс не завершен в полном объеме. В качестве распространенных обстоятельств, затрудняющих достижение целей правосудия, выступает недобросовестное поведение участников процесса.

Для борьбы с халатным отношением лиц, участвующих в процессе в действующем законодательстве предусмотрен специальный инструмент влияния на поступки участников процесса.

Речь идет о мерах принуждения в гражданском процессуальном праве.

Данный метод воздействия на поведение лиц имеет характер наказания, поэтому его следует использовать благоразумно, так как демократическое правосудие обязано сохранять состязательность и диспозитивность.

В области гражданского судопроизводства на сегодняшний день не в полном объеме изучена область процессуального принуждения, не составлены необходимые рекомендации правоприменителю.

Данные обстоятельства указывают на актуальность исследования принуждения в гражданском процессе.

Государство выражает волю большинства населения, а это значит, что принуждение к отдельному субъекту гражданского судопроизводства должно рассматриваться как принуждение, происходящее по воле общества [3].

Принуждение как общетеоретическая категория связано с тем или иным ограничением свободы субъекта процессуальных отношений. В этой связи данный институт должен быть юридически оформлен, ведь наше государство является правовым.

Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит не только указание на меры принуждения в гражданском судопроизводстве, но и пределы такого принуждения. Посредством ограничения свободы действий лиц государство признает определенное право иных субъектов судопроизводства или общества в целом.

Кроме того, согласно материалам правоприменительной практики, а именно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.

2017 N 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел» [6], к мерам процессуального принуждения предъявляются требования соразмерности допущенному нарушению, учет всей совокупности обстоятельств совершенного нарушения и процессуального положения участника процесса.

Итак, государственное принуждение в гражданском процессе — это так называемое внешнее воздействие на поведение субъекта процессуального правоотношения, в целях обеспечения регулятивной функции процессуального законодательства. Простыми словами, принуждение в гражданском процессе — это ответ государства на неправомерное поведение участников судебного процесса.

Значение и роль принуждения в гражданском процессе состоит в устранении существующих недостатков судопроизводства и приведении его в соответствии с установленными действующим законодательством нормами [5].

Общий смысл принуждения заключается в воздействии на волю субъекта для дальнейшего его подчинения конкретным требованиям [4, c. 78]. Используя меры принуждения, государство добивается нужного поведения без учета воли субъекта.

Принуждение в праве присутствует как возможность и функционирует в случаях, когда других средств недостаточно для обеспечения исполнения обязанности.

В конечном счете, можно дать следующую характеристику гражданского процессуального принуждения: это совершающееся в сфере гражданских процессуальных отношений воздействие со стороны суда на поведение субъектов процессуальной деятельности, нацеленное на обеспечение выполнения процессуальных обязанностей, если они не выполняются добровольно, или на пресечение и предотвращение нежелательных с точки зрения права действий в целях обеспечения нормального хода гражданского судопроизводства.

Правонарушение представляет собой юридический факт, вследствие которого возможно применение принуждения в качестве инструмента воздействия на поведение правонарушителя, предполагающее принуждение лица удовлетворить нарушенный индивидуальный интерес управомоченного субъекта против своей воли и приводящее поведение обязанного лица в соответствие с нормой права [2].

С помощью принуждения поведение принуждаемого лица становится однозначным со всех сторон. Это планирует неизбежность выполнения принуждаемым лицом определенных действий. Данное свойство принуждения дает лицу с нарушенным юридическим интересом возможность защитить его.

Научный интерес представляет вопрос о характеристике признаков процессуального принуждения в гражданском судопроизводстве.

Исследователи приходят к выводу о том, что единственным субъектом применения мер процессуального принуждения является суд, однако проанализировав нормы действующего законодательства, в отдельных случаях меры процессуального принуждения применяет председательствующий.

Стоит отметить, что допускается применение только тех мер принуждения, которые прописаны в законе и только к тем субъектам, которые непосредственного указаны в законе.

Любое применение принуждения в гражданском судопроизводстве должно иметь фактическое и правовое основание.

Проанализировав нормы гражданского процессуального права, мы пришли к выводу о том, что основаниями для применения мер государственного принуждения в гражданском судопроизводстве являются не только правонарушения, но самые различные осложнения в течении гражданского процессуального отношения, которые могут быть вообще не связаны с недобросовестностью участников процесса.

Например, привлечение свидетелей в процесс не связано с какой-либо их недобросовестностью, а вызвано необходимостью получения показаний, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданского дела.

Поэтому выводы исследователей о том, что единственным основанием применения принуждения в гражданском судопроизводстве совершение недобросовестного поступка считаем ошибочными.

Меры процессуального принуждения различны: ГПК РФ предусматривает следующие меры принуждения: штраф, принудительный привод в суд, возложение убытков и др. [1]. Данное обстоятельство делает возможным классифицировать меры процессуального принуждения по различным признакам. Так, классификационными признаками, например, могут выступать цель этой меры, основания применения и т. д.

Принуждение как правовое явление может существовать в рамках такой правовой категории, как гражданское правоотношение.

Место принуждения в конструкции гражданского правоотношения достаточно неопределенно и не рассмотрено с точки зрения серьезного, углубленного научного подхода.

Наиболее приемлемым основанием для подразделения мер принуждения может быть сам характер применяемых мер процессуального принуждения. И в зависимости от этого они (меры) классифицируются как меры ответственности, меры защиты правопорядка и превентивные меры.

Государственное принуждение является выражением властной деятельности государства — непосредственным регулятором любых правоотношений между каждой личностью.

Вместе с тем нужен пересмотр существующих взглядов на процесс охраны прав человека и гражданина и подключение к мерам государственного принуждения иных действенных способов воздействия на правосознание и поведение личностей (то есть новые методики в реализации и защите прав граждан общеправового, общесоциального характера).

В этой связи необходимы не только меры поддержки со стороны общества и государства в отношении пострадавших граждан, не только судебная защита нарушенных прав граждан, но и комплексное привлечение внимания всей общественности (независимо от возраста индивидов) к проблемам защиты потерпевших и их прав, а также к проблемам человека как личности и индивида. Комплексное привлечение внимания напрямую зависит от планомерного и систематического повышения общего уровня осведомленности граждан в целом и потерпевших в частности в вопросах правовой защиты, в вопросах психологической помощи.

Принуждение в гражданском процессе обеспечивает выполнение задач судопроизводства: позволяет правильно и своевременно разрешить спор в гражданском праве. Процессуальное принуждение в гражданском процессе является частью социальной действительности, объективно существующим явлением, находящимся в сложных взаимосвязях с разными сторонами судопроизводства и правосознанием участников процесса.

Анализ литературы последних лет позволяет выявить два направления в развитии процессуального принуждения: первое проявляется в усилении ранее действующих средств принуждения, второе — в расширении сферы их применения. Так, показательно, что законодатель Федеральным законом от 28.11.

2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] вносит в ГПК РФ дополнения, предусматривающие в том числе и новые меры принуждения. А именно, в ч. 1 ст.

159 устанавливается предписание, в соответствии с которым председательствующий в судебном заседании вправе ограничить от имени суда выступление участника судебного разбирательства, который самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Однако это еще не дает повода для прогнозирования закономерностей в гражданском процессуальном праве, поскольку требования, предъявляемые к новой процессуальной форме, диктуют минимальное процессуальное принуждение.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/236/54868/

Палладиум Права
Добавить комментарий