Неудобья в земельном кодексе

Землю возьмут в оборот

Неудобья в земельном кодексе

Авторы поправок в Земельный кодекс считают, что переход к новой системе классификации земель приведёт к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако эксперты опасаются, что в результате предстоящей реформы земельного законодательства страна останется без плодородных угодий.

Зонирование или категории

Законопроект о новой классификации земель был одобрен в Правительстве ещё в 2013 году. Для понимания готовящейся реформы следует отметить, что в ныне действующем законодательстве каждому участку земли присвоена определённая категория. Категорийность земель понятие крайне важное, поскольку от категории зависит возможность использования земли для тех или иных целей.

Например, на землях, которым присвоена категория «земли поселений», разрешено строительство жилых зданий, а вот на землях сельхозназначения или, скажем, землях лесного и водного фонда любое строительство категорически запрещено.

При этом перевод земель из одной категории в другую представляет собой очень сложную и забюрократизированную процедуру, требующую согласований не только разных ведомств, но и на разных уровнях власти. Сменить категорию земельного участка не всегда удавалось даже местным чиновникам, хотя их заинтересованность была очевидна.

Следствием этого стала выдача ими разрешений на строительство «под страх и риск» в надежде, что, пока идёт стройка, земли всё же удастся оформить нужным образом.

Однако не все истории с возникшими на сельскохозяйственных или землях лесфонда коттеджными посёлками заканчивались благополучно.

Например, в подмосковном посёлке Екатерининские Валы, где в природоохранной зоне Истринского водохранилища были возведены коттеджи, их владельцы до последнего были уверены, что землю всё же удастся перевести в категорию, где строительство возможно.

Но Росприроднадзор настоял на своём, и 25 новеньких коттеджей были снесены безо всякой компенсации. Кстати, по мнению эксперта по загородной недвижимости одного из столичных агентств, около 18 процентов коттеджных построек в Подмосковье, строго говоря, подлежат сносу по причине неправильного оформления земли.

В марте 2014 года правительственные поправки в Земельный кодекс, предлагающие новые принципы земельного деления, были внесены в Госдуму. В документе, разработанном Минэкономразвития, речь шла о том, что в новой системе земельного учёта уже не будет привычного понятия «земельной категории», а появятся «зоны». Устанавливаться они будут на местном уровне, а утверждаться региональной властью.

В законопроекте муниципалитетам предлагается определить состав земельных зон и виды их разрешённого использования. Авторы законопроекта отмечают, что с переходом от категорийности земель к зонированию, процедура оформления земли, а также изменения их назначения станет более простой и, как следствие, менее коррупционной.

Нерешённой остаётся очень важная проблема — как с переходом к новой классификации земель избежать массовой застройки земель сельхозназначения (а равно и земель других категорий). В том, что подобная «экспансия» застройщиков, поддержанная властями на муниципальном уровне, начнётся сразу же после принятия закона, эксперты не сомневаются.

Как перетягивают земельное «одеяло»

Специалисты в области земельного законодательства настаивают: в поправках необходимо усилить меры защиты сельхозземель. Если этого не сделать до принятия документа, последствия могут стать необратимыми.

В России уже сегодня, по данным Минсельхоза, почти 20 миллионов гектаров считаются сельхозземлями лишь формально. На деле эти некогда плодородные почвы находятся в запустении и заросли деревьями и кустарниками.

«Отказ от категорийности земель приведёт к тому, что на этих землях начнётся строительство и они уже никогда не вернутся в сельхозоборот», — считает ведущий научный сотрудник факультета почвоведения МГУ Пётр Сапожников.

Между тем в подготовленных поправках в Земельный кодекс говорится об особом статусе так называемых ценных сельскохозяйственных угодий.

«Этот термин в Земельном кодексе подразумевает элитные почвы высокой плодородности», — объясняет Сапожников и добавляет, что таких почв примерно пять миллионов гектаров, что составляет чуть более одного процента от 390 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Оставшуюся часть сельхозземель, по мнению эксперта, ждёт незавидная судьба.

«Прочие сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения перестанут быть приоритетными в использовании и останутся без особой охраны, как это требует ныне действующее законодательство», — опасается Сапожников. Поэтому он настаивает, чтобы в законопроекте появилось определение, какие именно сельхозземли получат иммунитет от возможной застройки.

Беспокоит возможная застройка земель сельхозназначения и сенаторов.

Так, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и землепользованию Михаил Щетинин считает, что даже хорошо, что есть определённые сложности при переводе земель из одной категории в другую.

 «Это сдерживающий фактор, позволяющий сберечь земли сельхозназначения. Плодородные почвы — наше богатство, которое мы должны беречь и при возможности приумножать.

В Алтайском крае, который я представляю, нет ни одной пяди необработанной земли. Это либо пары, либо неудобья. Всё остальное находится в обороте. И так должно быть в каждом регионе. Тогда мы будем иметь гарантированную продовольственную безопасность», — говорит Михаил Щетинин.

По его мнению, вместо нового территориального деления гораздо эффективнее было бы заняться корректировкой и упрощением процедуры смены категорий в уже действующем законодательстве.

«Существующие виды целевого назначения, принятые в нашей стране вполне соответствуют мировым стандартам, и они доказали свою эффективность», — добавляет Щетинин.

Читайте по теме Ничего страшного в том, что часть земель сельскохозяйственного назначения уйдёт под муниципальную застройку, не видит директор департамента имущественных и земельных отношений Минэкономразвития Андрей Ивакин.

Он напомнил, что уже сейчас муниципалитеты могут без ограничений отдавать сельхозугодья или лес под застройку, включив их в черту населённого пункта. Менять назначение остальных сельхозземель муниципалитет сможет с одобрения региона.

При этом эксперт приводит следующую статистику: за последние четыре года под застройку было отведено менее одного процента сельхозземель или 0,27 миллиона гектаров.

«Это капля в море, учитывая то, какое количество гектаров пашни сегодня не используется», — замечает Ивакин. Основная угроза для сельскохозяйственных земель — не застройка, а реальная потребность рынка в продукции сельского хозяйства. «Необходимо решить, нужно ли нам сегодня столько же сельхозугодий, как во времена СССР», — говорит чиновник.

В законопроекте есть и ещё одно узкое место. Пока непонятно, к каким категориям зонирования будут отнесены земли Гослесфонда, водного фонда и земли спецназначения. Этих земель в предложенной Правительством новой системе зонирования просто не оказалось.

Осталось недолго

Поправки в земельный кодекс, если они будут приняты, должны вступить в силу 1 января 2018 года. Пока же документ прошёл первое чтение, да и то в 2015 году.

В аппарате Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поясняют, что по новому регламенту палаты для принятия законопроекта во втором чтении необходима подготовка Правительством всех соответствующих подзаконных актов.

Речь идёт о разработке и утверждении документов территориального зонирования, определяющих разрешённое использование земельных участков на всей территории России.

Почти все муниципалитеты утвердили генпланы своих территорий и самостоятельно разделили земли на зоны, определив цели их использования: под жильё, производство, офисы и так далее.

Но для утверждения схем зонирования требуется одобрение федерального Правительства. Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции Минсельхоза.

После того как в стране был взят курс на импортозамещение в производстве продовольствия, позиция ведомства в отношении нецелевого использования сельхозземель ужесточилась. Принят даже отдельный закон.

В Минсельхозе нам подтвердили, что отношение ведомства по законопроекту о зонировании «сложное» и там работают над поправками. При этом представитель Минсельхоза заметил, что в данном случае «спешка ни к чему». С этим трудно спорить.

Ведь земля — это достояние не только ныне живущих, но и будущих поколений.

Как было и как будет

Классификация земель в ныне действующем Земельном кодексе 

Категории

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населённых пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Классификация земель после принятия поправок в Земельный кодекс

Зоны

  • жилые зоны;
  • общественно-деловые зоны;
  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны огородничества и садоводства;
  • зоны рекреационного назначения;
  • производственные зоны;
  • зоны энергетики;
  • зоны транспорта;
  • зоны связи;
  • зоны обеспечения космической деятельности;
  • зоны обеспечения обороны, безопасности и правопорядка;
  • зоны коммунально-инженерной инфраструктуры;
  • зоны специального назначения;
  • зоны запаса.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/zemlyu-vozmut-v-oborot.html

Земельный кодекс

Неудобья в земельном кодексе

1) Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Также они в праве самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества соответственно это будет являться его собственностью.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не предоставляются ни гражданам, ни юридическим лицам, но если до введения нового кодекса земли были все-таки предоставлены, то это право за ними сохраняется.

Граждане могут приобрести земельные участки в собственность, но уже не вправе распоряжаться этими земельными участками (продавать, дарить либо отчуждать иным способом) в отличие от государственного или муниципального учреждения.

Юридические лица могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды.

Пожизненное наследуемое владение земельными участками может предоставляться только гражданам. Но эта форма сохранилась только до введения нового кодекса. Сейчас же земельные участки пожизненного наследуемого владения больше не предоставляются. Гражданин, который обладает этим правом, может владеть и пользоваться земельным участком, а также передавать его по наследству.

Также вправе возводить на нём здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, регистрировать на них права собственности. Свой земельный участок гражданин имеет право приобрести в собственность, а также может передавать земельный участок в аренду без права выкупа или в безвозмездное срочное пользование.

Продажа, залог и другие сделки земельного участка не допускаются.

Современное российское гражданское право рассматривает сервитут как право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом другого лица. Он может быть частным и публичным.

Частный сервитут представляет собой отношения между лицами земельных участков, иными словами между соседями.

Например, необходим прогон скота через земельный участок, без установления сервитута это будет невозможно, тогда собственник земельного участка вправе требовать соразмерную плату от лица, в интересах которых установлен сервитут.

Публичный сервитут представляет собой отношения между лицами земельного участка и государства или местного населения.

Допустим, необходимо проложить проезд через земельный участок, для этого возмещают причиненный ущерб, либо предоставляют равноценный земельный участок.

Также лица, чьи права и интересы затрагиваются из-за установления публичного сервитута, могут защищать свои права с помощью суда.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а публичный – законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Сервитут может быть срочным или постоянным, т.е. устанавливаться на определенный срок либо без указания определенного срока.

Согласно Земельному кодексу аренда земли – это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование.

Арендодателями земельных участков могут быть собственники участков, а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности – уполномоченные государством органы.

С помощью договора устанавливается порядок, условия и сроки арендной платы.

Арендатор земельного участка имеет право:

– передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог.

И внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка.

При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется;

– передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками осуществляется всегда бесплатно. Предоставляются на срок, установленный законом, договором, или на период трудовых отношений.

Право предоставления служебных земельных наделов имеют организации только определенных отраслей экономики (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков).

Категории работников таких отраслей, которые имеют право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права землепользователей, землевладельцев и арендаторов по использованию земельных участков практически совпадают с правами собственников. Единственное отличие это то, что собственники земельных участков обладают правом собственности на расположенные на их участках многолетние насаждения.

Собственники и владельцы земельных участков имеют право осуществлять добычу полезных ископаемых (песка, глины, торфа и другое). Также разрешается строительство подземных сооружений и использование закрытых водоемов в соответствии с законодательством РФ.

Также имеют право на строение, сооружения, на постройку жилого здания с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. На любое строительство должно быть разрешение и оно должно соответствовать целевому назначению.

Все посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная продукция и доходы от ее реализации принадлежат тому, кто использует земельный участок.

Также имеют право получать информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и изменения его состояния.

Помимо прав собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют определенные обязанности, а именно:

– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

– сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

– осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами,

– своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

– своевременно производить платежи за землю;

– соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

– не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Неисполнение обязанностей по использованию земельного участка влечет ответственность. Наложение административных штрафов.

3) К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые находятся за чертой поселений.

Они предназначены для ведение сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, оленеводства, огородничества, научно-исследовательскую, учебную деятельность, создание защитных насаждений и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством.

Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по качеству почв и ландшафтным характеристикам. Земельные участки различаются по климатическим и другим природным условиям, местоположению, удаленности от дорог, других объектов инженерно-транспортной и производственной инфраструктуры.

С учетом подобных характеристик земель определяется состав земель сельскохозяйственного назначения, который включает:

– сельскохозяйственные угодья;

– земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры;

– земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами;

– фонд перераспределения земель.

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса скота, заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Самостоятельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране. К угодьям относятся также залежные земли, т.е.

пашня, которая более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлена под пар. Сельскохозяйственные угодья – наиболее ценные земли, характеризуемые высоким естественным плодородием, либо мелиорированные земельные участки.

Они закрепляются за сельскохозяйственными предприятиями различного типа, фермерскими хозяйствами, учебными и научно-исследовательскими организациями.

Часть земель сельскохозяйственного назначения выделяется для размещения объектов инфраструктуры, необходимой для обслуживания сельскохозяйственного производства, и включает земли, занятые хранилищами сельскохозяйственной продукции, агрохимикатов, техническими средствами обработки почвы, предприятиями перерабатывающей промышленности, животноводческими комплексами.

С учетом особенностей ведения сельского хозяйства, связанных с постоянным проживанием граждан в сельской местности, земли сельскохозяйственного назначения выделяются для размещения жилых объектов. На них могут быть расположены отдельные поселения, подсобные хозяйства, объекты органов местного самоуправления, объекты культуры, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

Временно не используемые сельскохозяйственные угодья, а также иные земли, выбывшие из сельскохозяйственного оборота в результате добровольного отказа граждан от земельных участков, отсутствия наследников либо в результате принудительного изъятия земельных участков за ненадлежащее использование (принудительного прекращения прав на землю), образуют фонд перераспределения земель. Это – своего рода резерв сельскохозяйственных земель, которые предназначены для их предоставления по мере необходимости гражданам и организациям для сельскохозяйственного производства. В эту группу входят также различного рода неудобья (овраги и т.п.) и нарушенные земли.

Источник: https://referat.me/botany/24357-zemelnyy-kodeks

Земельный ответ

Неудобья в земельном кодексе

Для перехода на «невзяткоёмкую» систему землепользования необходимо установить четкие границы административно-территориальных образований и принять правила землепользования и застройки, действующие в муниципальных образованиях. Это непростая, но посильная задача. Если она так и будет долгие годы оставаться без решения, то проблема жизненного пространства будет ощущаться все острее, причем не только бизнесом, но и гражданами

Известный большевистский лозунг «Земля — крестьянам!» в советском земельном праве реализовался через разделение всей земли, единоличным собственником которой было государство, на категории в зависимости от их производительного назначения.

В аграрной стране большинство территорий попали в категорию земель сельскохозяйственного назначения. На этих участках можно что-то или кого-то выращивать, но ни в коем случае не строить.

Эти правила имели задачу — сохранить целевое использование земель, важных для того уровня развития экономики.

Из Земельного кодекса РСФСР такой подход перекочевал в действующее российское законодательство.

Позднее, с принятием в 2004 году Градостроительного кодекса, на традиционное деление земель на категории наложилось территориальное зонирование. Это еще один механизм ограничения видов использования участков.

Двойное ограничение видов использования земель усложняет регулирование и приводит к формированию искусственного дефицита пространства, которое можно использовать в индустриальных и градостроительных целях. А раз создан дефицит, то, значит, есть и кормушка для тех, кто распоряжается распределением жизненно необходимых для ведения хозяйственной деятельности мест.

«Кормление» возможно благодаря различным исключениям и возможностям, без которых устаревшая система категорий земель существовать просто не в состоянии. Во-первых, многие земли были отнесены к различным категориям искусственно.

Так, внутри огромных территорий, получивших в далеком прошлом статус земель сельскохозяйственного назначения, большую часть составляют земли, не обладающие сельскохозяйственной ценностью, — неудобья, земли под дорогами, постройками, лесные участки.

И их застройка также искусственно ограничена.

Во-вторых, развитие целых новых отраслей экономики (типичный пример — мобильная связь, для которой есть необходимость устанавливать вышки там, где обеспечивается охват пользователей, а не на участках выделенных десятилетия назад для промышленного использования) объективно сдерживается системой полувековой давности.

Поэтому в 2004 году был принят Федеральный закон «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». С ним-то и связаны основные административные и коррупционные барьеры.

Процедура перевода урегулирована законом крайне нечетко. Он содержит большое количество отсылочных и оценочных понятий, дающих широкий простор субъективному усмотрению при решении каждого конкретного вопроса. Формулировка оснований отказа в переводе земель настолько широка, что позволяет подвести под нее практически любой случай.

Судебная практика свидетельствует, что необоснованное оставление без рассмотрения ходатайств о переводе земель, нарушение сроков их рассмотрения, истребование у заявителей документов и согласований, не предусмотренных федеральным законом, — происходит систематически и повсеместно.

К тому же установлены различные процедуры изменения категорий участков и видов их разрешенного использования. Эти вопросы подведомственны разным органам. Застройщику необходимо пройти два самостоятельных этапа согласований на федеральном или региональном, а также на муниципальном уровнях.

Таким образом, перевод участков из одной категории в другую для возможности строительства производственных объектов и жилья превратился в высокодоходную индустрию земельных чиновников и основной тормоз расширения производственной базы.

В 2011 году Минэкономразвития РФ выступило с законопроектом об отмене категорий земель. Предлагалось сохранить градацию земель на особо охраняемые природные территории, лесной и водный фонды. Остальная территория делится на жилые, общественно-деловые, производственные, сельскохозяйственные и другие зоны, для которых предусмотрены свои виды разрешенного использования.

В отличие от прежнего подхода, предложение Минэкономразвития РФ упрощает использование земель сельскохозяйственного назначения за счет отмены деления участков на категории, но оставляет рычаги государственного контроля в виде разрешенного использования в соответствии с зонированием. При этом территория, где строительство станет возможным, существенно расширится.

Из той же логики исходят авторы дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», подготовленной Агентством стратегических инициатив, — она утверждена Правительством РФ и предусматривает необходимость отмены деления земель на категории.

Продвижение законопроекта застопорилось под влиянием аргументов о том, что отмена категорий повлечет массовую застройку ценных земель и поставит под угрозу существование всего агропромышленного комплекса.

Довод скорее популистский, поскольку сохранению таких земель служит ограничению видов использования участков, предназначенных для сельского хозяйства. А вот искусственные препоны и вместе с ними дефицит земель для строительства отпадут.

Прекратится дублирование правового регулирования, снизятся административные барьеры, сократится время, необходимое для реализации бизнес-проектов.

Для перехода на новую, простую и понятную, а потому и «невзяткоёмкую» систему землепользования на основе зонирования необходимо установить четкие границы административно-территориальных образований и принять правила землепользования и застройки, действующие в муниципальных образованиях.

Это непростая, но посильная задача. Если она так и будет долгие годы оставаться без решения, то проблема жизненного пространства будет ощущаться все острее, причем не только бизнесом, но и гражданами.

Ведь на стоимость квадратного метра жилья влияют и те затраты, которые застройщик вынужден нести в связи с неизбежными земельными поборами.

Предыдущие материалы серии «Правовая декларация российского бизнеса»

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/04/12/54330-zemelnyy-otvet

Земли сельскохозяйственного назначения – богатство России

Неудобья в земельном кодексе

Земельный кодекс дает однозначное определение тому, что следует считать землями сельскохозяйственного назначения.

Таковыми, согласно ст. 77 документа, являются земли за чертой сельских и городских поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Категории земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения делят на две группы:

  • Залежь, пашня, сенокосы, виноградник и прочие многолетние насаждения – это сельскохозяйственные угодья.
  • Земли под зданиями, строениями, предназначенными для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, леса, которые не входят в земли лесного фонда, древесно-кустарниковая растительность, несельскохозяйственные угодья, а также неудобья в виде оврагов, солончаков и прочего — это несельскохозяйственные угодья.

В былые времена если и существовало такое деление земель на категории, то весьма условное. Все потому, что право постоянного (бессрочного) пользования на землю находилось у государства, а сами земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями.

К чему привела реформа

Земельная реформа девяностых годов привела к тому, что все неиспользуемые колхозами и совхозами земли (и даже до десяти процентов сельскохозяйственных угодий) были изъяты.

Все, что осталось у колхозника, поделили на условные земельные доли и передали в собственность граждан.

В итоге колхозы и совхозы остались лишь с несельскохозяйственными угодьями, которые ко всему еще и приватизировать нельзя было.

Так на базе отживших свой век колхозов и совхозов образовались совершенно новые общества, товарищества и кооперативы. Распорядиться своей долей собственнику по самым разным причинам оказалось трудно. В результате вновь созданные сельскохозяйственные общества, товарищества и кооперативы использовали сельскохозяйственные угодья, не оформив свои права владения юридически.

И ситуация была такова, что у граждан, имеющих земельные доли, всегда могли потребовать земли, которые они заняли самовольно. Причем без возмещения каких-либо затрат.

Положение усугубилось и тем, что примерно две трети собственников земельных участков, особенно из числа работников торговли, связи, быта, культуры, здравоохранения, уже не поддерживали никакой связи с хозяйствами.

А, стало быть, получить их согласие на то, как распоряжаться землей, было практически невозможно.

Новый механизм работы на земле

Конечно, мало у кого на селе нашлись средств, чтобы выкупить земельные доли в собственность.

А если внести эти самые доли в уставный капитал или передать в аренду, то потом часть прибыли, причем солидная, должна была пойти на то, чтобы выплатить дивиденды или арендную плату неработающим собственникам. А их не так уж мало.

Как ни крути, а выход был только в том, чтобы делать вливания со стороны. Однако инвесторы при этом, естественно, хотели и хотят получить гарантии за каждый вложенный рубль. Как быть?

Дальнейшие события показали, что без изменения правового статуса земли сельскохозяйственного назначения никак не обойтись. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» снял запрет на приватизацию несельскохозяйственных угодий.

А Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставил возможность сельскохозяйственным организациям переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования несельскохозяйственными угодьями на право аренды или приобрести эти угодья в собственность.

Приватизация земли

Приватизация земли стала осуществляться по ценам, которые устанавливает субъект Российской Федерации. Что касается сельскохозяйственных угодий, то для них был разработан порядок продажи земельной доли, в котором были и положительные, и отрицательные моменты.

Понятно, что купля-продажа, как и аренда земельных участков, имеет свои особенности. Любые сделки с земельными участками необходимо делать, руководствуясь гражданским законодательством.

При условии, что иное не предусмотрено земельным, лесным, водным кодексами и иным законодательством. Продаже подлежит только участок, прошедший кадастровый учет.

А купить его может только третье лицо, когда орган власти субъекта РФ откажется приобрести участок по заявленной цене.

Как использовать земли сельскохозяйственного назначения

Приобретая земли сельскохозяйственного назначения, необходимо помнить, кто и для каких целей может их использовать. Законом определено, что использовать их можно для того, чтобы вести сельскохозяйственное производство, создавать защитные насаждения, а также для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственными производством целей.

Причем перечень тех, кто может использовать земли сельскохозяйственного назначения, достаточно большой: начиная от граждан, хозяйственных товариществ и обществ, некоммерческих организаций и заканчивая казачьими обществами и общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока нашей страны.

Необходимо подчеркнуть, что земли сельскохозяйственного назначения вполне пригодны для того, чтобы создать не только свое родовое поместье, поселение, дачный поселок, садоводческое и огородное товарищество, но и личное подсобное хозяйство. Необходимо только изменить вид разрешенного использования на земли поселений.

Ключевые понятия: Земли сельскохозяйственного назначения, Назначение земли

Источник: http://www.realtypress.ru/article/article_209.html

Неудобья в земельном кодексе

Неудобья в земельном кодексе

Земельный кодекс посвящён регулированию взаимоотношений, связанных с землёй, являющейся территорией страны.Земля всегда сочетала в себе одновременно признаки товара, средства производства, ресурса и среды обитания.Это единство множества признаков предъявляет особые требования к механизмам и принципам регулирования земельных отношений.

Не удивительно, что земельные реформы всегда способствовали радикальному изменению состояния общества и экономики.Современный Земельный кодекс явился следствием появления в Конституции РФ статьи 36, декларирующей право физических и юридических лиц на владение землёй.Право собственности предполагает возникновение и прав на пользование и распоряжение.

Эта статья Конституции положила конец монополии государства на землю, что потребовало радикального изменения всего земельного права страны.Однако Конституция лишь закрепила то, что уже существовало в России.Курс на возникновение частной собственности на землю начался с того, что собственниками земли сначала стали союзные республики, а не государство СССР.

Так была создана основа для раздела Советского Союза.

В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов были приняты законы, которые вводили и развивали институт частной собственности на землю. Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года.

ФЗ №136 является главным современным документом земельного права.Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.В настоящее время земельная реформа, начавшаяся в девяностых годах XX века, считается завершённой.Однако это не означает, что Земельный кодекс 2001 года не будет развиваться.

Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы.

Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели: Причём, границы могут быть обозначены только на плане.

Новое в Земельном кодексе

А собственник у каждого участка существует по определению.Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство. Это обеспечение: Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий земель.

Это означает, что все участки в пределах Российской федерации должны относиться к одной из этих категорий.Такая норма обеспечивает рациональность использования ресурсов, сконцентрированных на конкретной территории или в масштабах страны.

Человеку, далёкому от юриспруденции, Земельный кодекс может понадобиться для того, чтобы: Это всего лишь самые распространённые случаи, когда людям приходится обращаться к статьям Земельного кодекса России.

Однако введение частной собственности на землю породило разнообразие ситуаций, которые требуют знаний норм земельного права.

Земельный кодекс относится к очень динамичным документам, поскольку он является нормативной базой ещё не до конца завершённой земельной реформы.

Это предъявляет особые требования к тем, кто по роду деятельности постоянно сталкивается с земельными проблемами юридического характера.Пользуясь этим документом, следует обращать внимание на то, в какой редакции представлена данная версия.

Это позволит избежать ошибок и проблем, связанных с использованием устаревших нормативов.

В Службе центральных коммуникаций прошла пресс-конференция на тему «О нововведениях, вносимых в Земельный Кодекс РК», которые были разработаны с учетом выработанных предложений Комиссии по земельной реформе по совершенствованию норм земельного законодательства, сообщает В пресс-конференции приняли участие представители министерства сельского хозяйства.

Для обеспечения гласности и равного доступа к конкурсу всех его потенциальных участников новый порядок предусматривает опубликование извещения о проведении конкурса в СМИ, на официальных интернет-ресурсах акимата и министерства сельского хозяйства.

Публичный сервитут изменения в Земельном кодексе России

«В целях обеспечения гласности и равного доступа к конкурсу всех его потенциальных участников, новый порядок будет предусматривать опубликование извещения о проведении конкурса в СМИ и на официальном интернет-ресурсе акимата и МСХ, а также одновременно направление его всем акиматам районов в пределах области для размещения на своих информационных стендах и официальных сайтах», – рассказали представители МСХ.Обязательным условием участия в конкурсе будет предоставление участником конкурсного предложения бизнес-плана ведения сельхозпроизводства; обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства; обязательства по созданию рабочих мест для местного населения; обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельхозкультур в соответствии со специализацией региона.Для контроля за рациональным использованием предоставляемых земель, предусмотрено ведение постоянного мониторинга: первые 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет.

Чтобы исключить предоставление больших площадей сельхозземель в «одни руки», предусматривается установление максимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов (городов) каждой области по видам угодий.Кроме того, законопроектом предусмотрено усиление требований по предоставлению земель в пограничной полосе и пограничной зоне Государственной границы, где устанавливается запрет на владение землей иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам с иностранным участием.

Для решения проблем недостаточной обеспеченности сельского населения пастбищными угодиями для выпаса скота законопроектом предусматриваются нормы по обеспечению населения в пастбищах, с определением необходимого их объема.

Кроме того, предлагаются нормы по совершенствованию некоторых норм Земельного кодекса в части определения статуса земельной комиссии, делимости земельного участка; изменения целевого назначения земельных участков населенных пунктов и т.д.

Именно таким вопросом задаются люди, желающие приобрести участок земли под строительство дома или для ведения хозяйства (имеется в виду животноводство и растениеводство).

Хозяйствовать гражданам можно только на землях населенных пунктов или сельхозназначения.При этом на законодательном уровне определены важные вопросы: как можно использовать земельные участки, в каких случаях можно строить на них дома, сараи или фермы, а когда строительство исключено.

Новые законы в земельном кодексе —

Чтобы разобраться, где можно строиться, а где нельзя, обратимся к 4-й статье 112-го ФЗ, в которой описываются участки.

Итак, ЛПХ можно вести: В поле (на сельхозземлях) можно заниматься только сельхозпроизводством, строительство на таком участке запрещено, как временное, так и капитальное.

На приусадебном же участке кроме сельхозпроизводства можно построить: Само по себе разрешение на строительство – это лишь документальное подтверждение того, что строение будет соответствовать всем СНи Пам и нормам.

А анализ на соответствие проводится на основании проектных документов – такое правило содержится в 51-й статье Градостроительного кодекса.

Вместе с тем по норме 48-й статьи этого кодекса (3-я часть) проект не нужен при строительстве индивидуального жилого дома, если он предназначен для проживания одной семьи и его этажность меньше трех.

На участке ЛПХ нельзя строить многоквартирные дома, только индивидуальные.Поэтому и разрешение на строительство не оформляется.

Поэтому и разрешение на строительство не оформляется.На сегодня постройки в ИЖС и ЛПХ оформляются на основании деклараций, которые составляются самими владельцами по правилам закона о дачной амнистии.В принципе у ЛПХ и ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) много общего, хотя это не одно и то же.

И тот, и другой вид использования земли подразумевает только некоммерческую деятельность.То есть, нельзя строить на участках магазины, аптеки, производственные цеха.

Однако возможно строительство жилых домов и бытовых сооружений, которые будут использоваться владельцами.Следует отметить, что если хозяйство расположено на поле (вне поселений), то строительство там категорически запрещено. При этом допустимо, что земельный участок может быть использован и под жилищное строительство, и под личное хозяйство.

Были ли изменения в земельном кодексе 2019 году

Но опять же, если участок находится в границах города, села или деревни.На участке ИЖС возможно заниматься сельхозпроизводством, но при этом нужно построить дом.В ЛПХ же наоборот: на первом месте сельхозпроизводство, на втором уже строения.

И в том, и в другом случае жилые дома можно регистрировать в Росреестре, можно прописываться в них и жить постоянно или временно.Еще одно отличие в этих понятиях кроется в ставке налога: сельхозпроизводители получают послабления от властей, поэтому ставка налога на землю и недвижимость в составе ЛПХ всегда ниже.

А вычеты при покупке участков и под ИЖС, и для ЛПХ, в том числе и с постройками, предоставляются на общих основаниях в одинаковом размере.За использование земли не по назначению неминуемо грозит ответственность.То есть, если участок ИЖС используется только под огород – это нарушение.

Если на участке ЛПХ нет насаждений или скота – это тоже нарушение. На земле ИЖС нужно построить дом или дачу, пригодную для жилья.На сегодня готовится законопроект, по правилам которого участки, не используемые по назначению, будут изыматься. А на участке под ЛПХ можно посадить ягодные кусты или плодовые деревья.

Участки под ЛПХ можно получить в аренду, в пользование или купить у государства или у собственника.

Источник: http://dm-atlant.net.ru/pravo-neudobya-v-zemelnom-kodekse.html

Палладиум Права
Добавить комментарий