Пенсионный фонд в ссср википедия

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг

Пенсионный фонд в ссср википедия

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства  Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения. 

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным. 

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным. 

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года.

Но даже за такой короткий срок  деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике – в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.   

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году – для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году – для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. 

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей». 

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер  пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих. 

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни  работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих – по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году.  Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. 

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих – по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году.  Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. 

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России.

При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически  бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли  существенные перемены в социальной сфере.

Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон  «О государственных пенсиях». 

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники. 

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР  включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости. 

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в  Советском Союзе  регулировались отдельными законами. 

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности). 

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы – низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности.

Выводы комиссий сводились к заключению:  «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам –  большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат. 

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы  советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой»  вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от  24 апреля того же года. 

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского  и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза,  Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней). 

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей  в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной  денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на  оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий. 

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.  

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в  250 рублей в месяц, служащие МВД – 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу. 

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе  компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря». 

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство.

В   Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации.

Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат. 

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце  80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило. 

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.  

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса:  отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям. 

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной. 

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы.

В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала.

К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%. 

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам». 

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако,  очень недолго: с 1 января 1990 года  до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем. 

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой    с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих,  относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом. 

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Источник: http://pfr.pba.su/Content/Read/55

Пенсии в СССР. Просто факты

Пенсионный фонд в ссср википедия
О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах. В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей. В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц.

 Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы. Начнем с личного. С моих бабушек-дедушек.

Пенсия в 32 рубля. Была назначена в 1975 году одной из моих бабушек.

Общий (прерывный) стаж – немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.

Пенсия в 45 рублей. Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
Пенсия в 60 рублей. Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата – 120 рублей.
Пенсия в 105 рублей. Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.

Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля, максимальная – 105 рублей. То есть средняя пенсия моих дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.

Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая – 150 рублей (средняя – 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры “Пенсии рабочим и служащим”. Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.

Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Более того, даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.

Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности, б) если они проработали в общей сложности не менее пяти лет, в) непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет, г) обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем. Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки. По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

Месячный заработок в рубляхВ % к заработкуНаименьший размер пенсии в рублях
До 50 руб.8540 руб.
От 50 до 60 руб.7542 руб. 50 коп.
От 60 до 80 руб.6545 руб.
От 80 до 100 руб.5552 руб.
От 100 и выше5055 руб.

Максимальный размер пенсии по возрасту на общих основаниях составлял 120 рублей.

Пенсионерам по возрасту при неполном стаже работы пенсии рассчитывали следующим образом: a разделить на 300 умножить на b, где а – полная пенсия исчисленная из среднемесячного заработка, 300 – нужный общий стаж в месяцах (25 лет по 12 месяцев – для мужчин, для женщин вместо числа 300 будет 240, т.е. 20 лет в месяцах), b – число месяцев имеющегося стажа. По такой формуле была рассчитана пенсия одной из моих бабушек (32 рубля).

К стандартной пенсии полагались еще и надбавки (это не касалось пенсионеров с неполным стажем работы).

Надбавка 1: За непрерывный стаж работы (больше 15 лет) – 10%.

Надбавка 2: За длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) – 10%
Обе надбавки не могли быть начислены одновременно. Либо первая, либо вторая.
Надбавка 3: За длительный непрерывный стаж на одном предприятии (25 лет) при длительном общем стаже (35 лет) – 20%
Эта надбавка не могла быть начислена с другими надбавками.Пенсии в СССР исчислялись из полного заработка, а не из суммы, которую получали на руки после удержания подоходного налога.

Сельским жителям назначалась пенсия на 15% меньше, чем рабочим и служащим. То есть, максимальная пенсия для этой категории граждан составляла 102 рубля, а минимальная – 34 рубля. В тоже время, сельчане имели определенное преимущество перед рабочими и служащими.

Дело в том, что работающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, не взирая на размер их заработка. У рабочих и служащих с этим было посложнее – работающий пенсионер не мог иметь общий доход (пенсия+зарплата) свыше определенной суммы.

В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.

Источник: https://dmpokrov.livejournal.com/256006.html

пенсия

Пенсионный фонд в ссср википедия

Слово пенсия происходит от латинского pensio, что в переводе означает «платёж».

Платежи людям, не имеющим возможности обеспечить себе по причине старости, инвалидности или потери кормильца, заслуги перед обществом или властью осуществлялись уже в древности, но имели избирательных характер. В России пенсия появляется вместе с появлением класса чиновников, которые жили на одно жалование. После окончания службы для их обеспечения стали выдавать из государственной казны эквивалент жалования, для которого стали использовать термин пенсия.В СССР пенсионная система являлась государственной, так как пенсионный фонд являлся бюджетным. Его средства формировались за счет отчислений из заработной платы гражданина. Отказ от социалистической модели привел к необходимости реформирования пенсионной системы в России. В настоящее время в связи с демографическими изменениями (старением общества) пенсионные реформы осуществляются во многих странах мира.

Понятие пенсии

Слово пенсия Википедия определяет следующим образом: Пенсия (от лат. pensio — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:

  • достигли пенсионного возраста (пенсии по старости),
  • имеют инвалидность,
  • потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца). ВикипедиЯ

Значение пенсии состоит в установленной сумме денег, которые регулярно выплачиваются получателю (пенсионеру) по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно пенсия выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и в течение следующих лет вплоть до смерти пенсионера.Источником выплат пенсий в разных государствах могут являться внебюджетные фонды (государственные или нет), так и бюджет. Все определяет система пенсионного обеспечения.Данная статья написана для пояснения положений разделов Микрозаймы в Тамбове, Экспресс кредит в Тамбове, Кредит наличными в Тамбове, Кредитные карты Тамбов. Ссылка на данную статью: http://design-for.net/page/pensija

В 90-х годах прошлого века в результате дефолта деньги на счету государственного бюджетного пенсионного фонда СССР обесценились.

Для формирования пенсионного фонда требовался принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения был создан самостоятельный внебюджетный фонд – ПФР.

Этапами подготовки к реформе пенсионного обеспечения стали законы:

  • (1) Закон N 4468-1 от 12 февраля 1993 года
  • О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ

  • (2) Федеральный закон N 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года
  • ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

  • (3) Федеральный закон N 75-ФЗ от 7 мая 1998 года
  • О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

  • (4) Федеральный закон N 165-ФЗ от 16 июля 1999 года
  • ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

В настоящее время Пенсионный Фонд РФ функционирует на правах самостоятельного внебюджетного фонда, который занимается сбором обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан и выплатой из собранных средств пенсий пенсионерам. Начисление пенсий осуществлялось по старой системе, а настоящее реформирование системы пенсионного обеспечения началось в 2002 году после принятия пакета законов, раскрывающих смысл пенсии в новых условиях.

Виды пенсий

Новые законы позволили разделить все пенсии на три вида:

  • Государственная пенсия
  • Трудовая пенсия
  • Социальная пенсия

Кроме пенсий существуют социальные выплаты, которые проходят по линии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

ФЗ о государственных пенсиях в Статье 2 дает определение понятию «пенсия за выслугу лет» для государственных служащих:

пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

Этим же законом предусматривается выплата социальной пенсии определенным категориям нетрудоспособных граждан.

Понятие социальной пенсии не раскрывается, но социальная сущность пенсии раскрывается как пособие от государства тем гражданам России, которые по каким-то причинам не могут претендовать на государственную или трудовую пенсию. Статья 11 определяется круг физических лиц, для которых существуют следующие виды социальной пенсии:

  • социальная пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет).

Однако основным для остальных граждан (не работающих на государство) является закон о пенсии в России N 173-ФЗ, в котором раскрывается определение трудовой пенсии:

трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

Однако все эти определения и схемы накопления средств и начисления пенсий имеют больше теоретический смысл и их значение не так велико для граждан России, как положения закона № 167–ФЗ, которые разделили всех застрахованных лиц на 3 состава по возрастной категории.

Федеральный закон N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» предписывает разные условия получения пенсии:

  1. Мужчины до 1952 года рождения и Женщины до 1957 года рождения не будут участвовать в реформе пенсионного обеспечения, что предполагает перечисление 20% от их заработной платы полностью на страховую часть.
  2. С 2005 года к предыдущей категории были присоединены: Мужчины с 1953 по 1966 гг. рождения и Женщины с 1958 по 1966 гг. рождения, для которых 3 года существовала накопительная часть пенсии (НЧ формировалась в течение 2002, 2003 и 2004 гг. – 2% от заработной платы ежегодно, 12% – на страховую часть, 6% – на базовую часть). Сегодня эти застрахованные лица платят все 20% заработной платы только на страховую часть.
  3. Мужчины и Женщины 1967 года рождения и моложе, которые будут участвовать в пенсионной реформе, что для них означает выплату: на страховую часть 12% от заработной платы ежегодно, 2% – на накопительную часть пенсии, 6% – на базовую часть).

Для первым двух категорий застрахованных физических лиц размер пенсии при начислении будет учитывать размер заработной платы в советское время.

Последняя категория будет участвовать в реформе и размер их пенсий будет зависеть от их отчислений из своих зарплат и страховых выплат работодателей. Пенсия последней категории застрахованных будет состоять из страховой части, за которую отвечает государство и накопительной, размер которой определяет управляющая компания того фонда, куда гражданин передаст свои накопления.

Кроме основных законов пенсионное право включает еще несколько законов:

  • (8) Федеральный закон N 111-ФЗ от 24 июля 2002 года
  • ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • (9) Федеральный закон N 21-ФЗ от 6 марта 2001 года
  • О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ НА ПОСТОЯННОЕЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кроме государственной, трудовой и социальной пенсии физические лица на территории России могут получать и другие пенсии, которые формируются за счет страхования в негосударственных пенсионных фондах (НПФ).

Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:

Источник: http://design-for.net/page/pensija

История ПФР

Пенсионный фонд в ссср википедия

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов.

Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года.

Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве.

Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.

В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий.

Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной.

Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию – Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.

Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России.

В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать.

Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат.

Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении.

Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились.

Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет  выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.    

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.).

Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек.

Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине.

В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ.

Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.  

Источник: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/history/

Пенсионная система США: плюсы и минусы позднего выхода на пенсию

Пенсионный фонд в ссср википедия

ВАШИНГТОН, 22 июн – РИА Новости, Екатерина Соболь. Предложение о повышении пенсионного возраста до 63 и 65 лет стало одной из важнейших тем в России. РИА Новости попробовало разобраться, как живут пенсионеры в стране, где порог выхода на пенсию составляет 67 лет, — в Соединенных Штатах Америки.

Пенсии в США выше, пенсионеры имеют существенные льготы, однако немногие дожидаются положенного срока: часто американцы соглашаются выйти на пенсию раньше, пусть и со штрафом в 20% от пенсионных выплат.

Многослойность

Пенсионная система в США – многокомпонентная. Пенсия складывается из той, что выплачивает государство, а также накопительной части.

Накопительная, в свою очередь, состоит из того, что выплачивает компания-наниматель (так называемая 401К), если это госслужащий – из правительственных фондов, а также из сбережений самого пенсионера, которые могут аккумулироваться на его счету или инвестироваться в ценные бумаги и управляться фондами.

Обе эти статьи пенсионных накоплений не облагаются налогами. Дополнительные бенефиты получают военные, у которых отдельный фонд. Так что нередки случаи, когда пенсионер получает три пенсии.

Возраст выхода на пенсию в США сейчас — 67 лет. При этом можно выйти и раньше, однако тогда выплаты будут меньше. Досрочно выйти на пенсию можно в 62 года. Для этого необходимо написать заявление и указать причину своего решения. При этом социальная пенсия будет составлять только 70-80% от начисленных ежемесячных выплат — в зависимости от возраста и места службы.

За поздний уход на пенсию — в 70 лет — ежемесячные выплаты увеличиваются на 24%. Но если пенсионер уходит еще позже, он должен начать выводить средства, накопленные на пенсионном счету.

Это касается и государственной части пенсии, и накопительной. В противном случае с этих средств будет взиматься налог.

Льготная медицинская страховка Medicare положена пенсионеру с 66 лет.

Для малообеспеченных пенсионеров полагаются дополнительные льготы по программе Medicaid.

Столь поздний по российским меркам возраст выхода на пенсию в США обусловлен постоянным ростом продолжительности жизни, который наблюдался вплоть до 2016 года.

К концу 2017 года продолжительность жизни незначительно сократилась: до 78,6 года с 78,7 годом ранее, следует из данных, опубликованных на сайте национального центра медицинской статистики США (NCHS).

Женщины в США в среднем живут дольше — 81,1 года, мужчины — 76,1 года.

Поскольку продолжительность жизни росла постепенно, предусмотрена и прогрессивная шкала по выходу на пенсию. Она позволяла лицам, родившимся в определенные годы, выходить на пенсию раньше. Например, те, кто родился до 1937 года, могли сделать это в 65 лет. Все родившиеся после 1960 года выходят на заслуженный отдых с 67 лет.

Государственная система

Закон об общегосударственной системе выплат пенсий Social Security, который действует по сей день, был подписан президентом Франклином Рузвельтом в 1935 году.

Согласно этому документу, всем лицам, чей возраст превышает официально установленный порог, выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от среднего уровня заработной платы.

Более того, в Америке действует программа для малоимущих (SSI), которая выручает в случаях, когда начисленная государством сумма ниже, чем прожиточный минимум. По условиям программы, каждому пенсионеру-участнику доплачивается сумма, которой не достает до прожиточного минимума.

В разных штатах его величина разнится. Например, в штате Нью-Йорк на конец 2016 года прожиточный минимум составлял 990 долларов. Если социальная пенсия не дотягивала до этого порога, штат доплачивал как минимум до этого уровня.

При этом, как рассказал РИА Новости сотрудник аппарата сената законодательного собрания штата Нью-Йорк Антон Конев, этими выплатами помощь таким гражданам не ограничивается.

“Государственная пенсия – это в среднем 1000-1200 долларов в месяц. В дополнение к пенсии пенсионеры получают отдельные деньги на питание. Им предоставляется помощь по оплате ЖКХ (электроэнергии и отопления).

Плюс к этому они получают еду, которую им доставляют домой. Либо они ходят в специальные клубы для пожилых, где их тоже кормят, и кормят весьма неплохо.

Также им оплачивают приход медсестры, которая заходит к ним раз в день”, — пояснил собеседник агентства.

“Что касается домов престарелых в США, то те пенсионеры, у кого только госпенсия (без накопительной части), получают бесплатное проживание в этих домах. Оно оплачивается частично штатом, частично федеральным бюджетом”, — добавил Конев.

Он подчеркивает, что “сейчас в Америке власти стараются оставить пожилых людей в их собственных домах и квартирах”.

“Как я уже говорил, к ним ходят медсестры, штатом оплачиваются зарплаты людям, которые покупают продукты. Или отвозят пенсионеров в магазин.

Во многих многоквартирных домах есть штатом обеспеченная программа, которая оплачивает автобусы, которые возят пенсионеров в магазин два раза в неделю”, — сказал Конев.

Он указывает, что каждый политик очень нацелен на работу с этим электоратом еще и потому, что это самые социально активные граждане. “В отличие от молодых людей, они почти всегда голосуют. Явка пожилых людей на выборы близка к 80%. Они не голосуют, когда совсем не могут”, — отметил Конев.

Американские льготники

Любой человек, который работает на государство, например, учитель, получает пенсию по отдельной пенсионной схеме — кроме основной пенсии идут отдельные отчисления в специальные фонды.

“Я, например, работаю на государство. Мои начисления уходят в отдельный пенсионный фонд штата Нью-Йорк. Точно такой же есть у всех работников города Нью-Йорк”, — пояснил Конев.

По его словам, расчет ведется в каждом случае по-разному. “Например, моя пенсия будет 65% от средней зарплаты за последние три года работы на штат. У некоторых – 75%. У людей, которые позже начали работать на штат, — 50%”, — объясняет собеседник агентства.

Плюс ко всему госслужащие выходят на пенсию раньше. Для штата Нью-Йорк это 65 лет.

В 1920 году в США был принят закон о госслужащих (Civil Service Retirement). Он, как отмечают бывшие госслужащие, был к ним более “благосклонен”, чем нынешние нормы.

“По тому закону нам полагался повышенный коэффициент расчета стажа, когда ты мог быть лишь частично занятым, но получал от государства выплаты в пенсионный фонд как за полную занятость”, — рассказала РИА Новости бывший работник почты США Синди Уорелл.

Однако в 1983 году законодательство ужесточилось: расчет ведется четко по времени, проведенному на рабочем месте. Как призналась Уорелл, по состоянию здоровья она не смогла доработать до 65 лет несколько месяцев и из-за этого ее пенсия составила 80% от положенных ей выплат.

Пенсионный возраст иначе рассчитывается для военных и полицейских. Например, коллега Уорелл, который выходил на пенсию еще по старому закону, получил к своему выходу на пенсию в 65 лет 40 лет стажа. Благодаря тому, что он отслужил в армии США, он получил большие дополнительные выплаты и, по словам Уорелл, “стал настоящим богачом”.

Военные и полицейские в США – совершенно другая история, они могут начать получать полноценную пенсию после 20 лет службы. Более того, по американскому законодательству, военнослужащий, прослуживший в мирное время 20 лет или провоевавший в армии США хотя бы один день, считается ветераном. Кроме пенсий, ветераны имеют льготы, например, на проезд.

“Для ветеранов — особые программы. Во всех социальных программах всегда спрашивают, служил ли человек. Ветеранов обеспечивают первыми по всем соцпрограммам”, — говорит Конев.

“Например, сегодня я как раз решал вопрос по ветерану. Люди, которые с ним жили, не платили квартплату. И всех их мы выгоняем. Но за ветерана мы будем просить отдельно, чтобы его не выбросили на улицу”, — добаил он

Дополнительные выплаты

Другой источник пенсионных выплат в США — накопительные фонды и личные счета американцев. Закон, регулирующий этот процесс, был принят в 1974 году. Фонды, которые аккумулируют такие средства, могут быть как частными, так и государственными.

Стоит отметить, что переведенная в такой фонд сумма налогом не облагается.

Средства, накопленные в таком фонде, доступны в любой момент для будущего пенсионера, но если человек запросит их раньше наступления пенсионного возраста, он вынужден будет выплатить налог.

По такой же схеме может действовать и компания-наниматель. Первый пенсионный фонд, отчисления в который делались только нанимателями, появился в 1875 году. Система таких выплат называется в США 401К.

Причем бизнес заинтересован в том, чтобы переводить сотрудникам деньги в накопительный фонд – за счет этого компания может снизить ставку налогообложения. Отчисления в такие фонды от работодателя могут быть как 10% от зарплаты, так и 50% или выше.

Все зависит от решений отдельной компании.

По договоренности с работодателем или по решению самого гражданина накопительная часть может быть отправлена в выбранный инвестиционный фонд. Фактический размер накоплений на пенсионном счету работника зависит от успешности деятельности конкретной инвестиционной компании.

“Это рискованный, но потенциально более доходный инструмент. Такая модель позволяет дополнительно финансировать экономику из пенсионных накоплений, обеспечивая развитие бизнеса.

Вливания в экономику за счет такого инструмента составляют триллионы долларов в год”, — отмечает ведущий экономист вашингтонского аналитического агентства Smith`s Research & Gradings Скотт МакДоналд.

По его словам, после изменения законодательства инструмент накопительных фондов и личных счетов американцев начал применяться в США в середине 1980-х годов.

“Конечно, вариант инвестиций в ценные бумаги – рисковый. В 2008 году многие пенсионные накопления пострадали. Но сейчас экономика растет, и прогноз положительный”, — отмечает он.

Изменения обсуждаются

Хотя все из опрошенных собеседников агентства сходятся на том, что в настоящий момент пенсионная система в США оптимальна, это не означает, что она не требует корректировок.

МакДоналд рассказал, что в правительстве обсуждаются изменения законодательства по части накопительных фондов. “Как обычного сталевара защитить от потерь на бирже? Ведь он в этом ничего не понимает”, — сказал он.

Кроме того, в США идет дискуссия по поводу пенсионного возраста.

Республиканцы, которые составляют большинство в конгрессе, стремятся повысить возраст выхода на пенсию, тогда как демократы выступают хотя бы за сохранение действующих норм, блокируя законопроекты республиканцев.

В 2017 году спикер палаты представителей Пол Райан (республиканец), а также активный участник президентской гонки, сенатор-республиканец от Флориды Марко Рубио предлагали повысить пенсионный возраст до 69 лет. В 2010 году бывший тогда спикером палаты представителей республиканец Джон Бейнер внес на обсуждение законопроект с предложением поднять возраст выхода на пенсию до 70 лет.

Мотивация республиканцев — нагрузка пенсионных выплат на бюджет слишком высока.

Существующая шкала пенсионного возраста в США устраивает не всех американцев, и многие выходят на пенсию раньше, несмотря на потерю 20-30% от своей социальной пенсии. Выплаты накопительной части пенсии в случае досрочного выхода также облагаются штрафом в 10%, а также в этом случае с них удерживается налог.

Как следует из данных бюро статистики США, в среднем американцы не дорабатывают до положенных 67 лет и выходят на пенсию в 63 года с потерями в выплатах. Для госслужащих промежуток, в который они уходят на заслуженный отдых, — 62-65 лет.

Как следует из отраслевого исследования, проведенного страховой компанией Allstate совместно с National Journal, оптимальный возраст ухода на пенсию в США находится в промежутке между 60 и 65 годами.

Согласно данным бюро трудовой статистики министерства труда США, расходы среднего американца за 2016 год составляли около 4,2 тысячи долларов в месяц, или порядка 50,3 тысячи в год (за вычетом выплат в пенсионный фонд). Из них на еду в среднем тратилось примерно 600 долларов в месяц, или около 7,2 тысячи в год.

На жилье уходили приблизительно 1,6 тысячи долларов в месяц (порядка 19 тысяч в год), на одежду и сервисы – около 150 долларов в месяц (порядка 1,8 тысячи в год).

На транспорт американцы тратили около 750 долларов в месяц (порядка 9 тысяч в год), на покупку машин и затраты на их содержание – около 460 долларов в месяц (порядка 5,5 тысяч в год).

На здравоохранение и выплаты по медицинской страховке уходило примерно 625 долларов в месяц, или около 7,5 тысяч в год, на разного рода развлечения – около 250 долларов в месяц (около 3 тысяч в год).

Источник: https://ria.ru/20180622/1523252981.html

Палладиум Права
Добавить комментарий