Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

Пояснительная записка в налоговую

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 – «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки.

В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию.

Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет.

Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» – одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы.

Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.

), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnitelnaya-zapiska-v-nalogovuyu

Проблемные контрагенты и необоснованная налоговая выгода в 2017 году | Гордон и Партнеры

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков
А. Гордон

Срочно!  Здесь Октябрьские 2017 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)

В 2017 году налоговый контроль за проблемными контрагентами усилился. Как отбиваться, если выявлен проблемный поставщик?

Проблемный контрагент (поставщик)  – контрагент не исполняющий (не полностью исполняющие) свои налоговые обязательства, и первичными учетными документами которых другие организации обосновывают налоговую выгоду в форме расходов или вычетов. Используемая несколько лет электронная форма представления налоговой отчетности, в частности по НДС, позволила в 2017 году сделать налоговый контроль более оперативным, углубленным и эффективным.

Большинство проблемных контрагентов выявляют на предпроверочном этапе. Задачи налоговых органов в 2017 году – выявить потенциального уклониста, правильно квалифицировать его действия на основании собранных доказательств. Без иллюзий, если в 2017 году к вам пришла налоговая проверка, налоговая знает, где и что искать.

Методическим руководством для проведения оценки действий проверяемых налогоплательщиков в 2017 году по взаимодействию с проблемными контрагентами являются разъяснения ФНС, изложенные в письме от 23 марта 2017 г.

N ЕД-5-9/547@ «О выявлении  обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Теперь составляя акт налоговой проверки налоговики не стану ограничиваться констатацией первички, подписанной неполномочным или неустановленным лицом.

Инспекторам предписано устанавливать направленность умысла налогоплательщика.

Умысел выявляют по нескольким направлениям: 1) умысел на получение необоснованной налоговой выгоды от взаимодействия с проблемными контрагентами, или 2) создание «формального»  документооборота с «техническими» организациями. «Технические» взаимоотношения устанавливают по наличию признаков юридической, экономической и иной подконтрольности.

Какие сведения налоговики собирают и сопоставляют:

1) По каждому проблемному поставщику:

— Режим налогообложения

— Сопоставление предоставления налоговой отчетности (представляет/не представляет — системность, соответствие фактическим показателям)

— Полнота отражения и уплаты налогов (регулярно налоги платятся в минимальном размере, не платятся, во всяком случае не соответствуют сделкам с проверяемым налогоплательщиком)

— Руководителя поставщика – на массовость*,

— Руководителя поставщика – на дисквалификацию

— Адрес места регистрации поставщика – массовый/не массовый

— Фактическое место нахождения поставщика – соответствует/не соответствует регистрационным данным

— Сведения о помещениях для деятельности (имеются, отсутствуют, наличие подтверждающих документов и т.д.)

— Сведения о трудовых ресурсах для деятельности

— Сведения о реквизитах организации для связи с контрагентами, способы связи, наличие технической возможности осуществлять связь

— Сведения о банковских счетах поставщика

— Способ связи поставщика с банком, форма проведения расчетов, технические средства

— Реквизиты поставщика для банк-клиент (телефон, IP адрес и т.д.)

— Сведения об арбитражных спорах с участием поставщиков по уплате налогов и сборов,

— Наличие доверенностей от руководителей на подписание документов от имени организации

* Массовый руководитель

Массовый руководитель – физическое лицо, одновременно являющийся руководителем не менее 10 организаций (п.1.1 Порядка работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся «массовыми» участниками (учредителями), руководителями, заявителями» Приказ ФНС России от 12.08.2010 № ЯК-7-6/383@).

2. Какие сведения о проблемных поставщиках и проверяемом налогоплательщике сопоставляют налоговики в 2017

— Соответствие договора по которому проверяемому налогоплательщику поставлены товары, работы, услуги основному виду деятельности поставщика по учетным данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

— Пояснения поставщика на требования ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представлены/не представлены и суть пояснений)

— Пояснения руководителя поставщика на допросе в ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представление/не представление и по существу, смогли найти/нет)

— Анализ возможности руководителя проблемного поставщика участвовать в сделках в спорный период (не редко в спорный период «руководитель» сидел, находился на принудительном лечении, или умер)

— Адрес места регистрации проверяемого налогоплательщика

— Адрес фактического осуществления деятельности проверяемым налогоплательщиком

— Трудовые ресурсы проверяемого налогоплательщика

— Наличие (отсутствие) связи работников проверяемого налогоплательщика с проблемными поставщиками в прошлом (до спорных операций)/ после (на момент проверки)

— Анализ даты открытия банковского счета проблемного поставщика и даты заключения договора с проверяемым налогоплательщиком на поставку товаров, работ, услуг

— Анализ договора банковского счета на способ связи с банком (личное, электронное)

— Реквизиты поставщика для связи с банком (№ телефона, IP адрес и т.д.)

— Анализ выписки по банковским счетам на предмет признаков осуществления реальной предпринимательской деятельности – сопутствующие расходы (аренда помещений, имущество на балансе, трудовые ресурсы, оборотные средства,  транспорт, зарплата и т.д.),

— Характер движения денежных средств – признаки «транзитного перечисления», в том числе по спорным операциям

— Достоверность сведений первичных документов – подписание полномочными лицами, правильность отражения спорных операций

— Налоговая нагрузка (проблемные поставщики характеризуются низкой налоговой нагрузкой (0,2), доля вычетов до 99%)

— Доля выручки проблемного поставщика по сделкам с налогоплательщиком в общем объеме выручки

— Должная осмотрительность проверяемого налогоплательщика при выборе поставщика

— Взаимодействие поставщика с «однодневками»

— Наличие и характер деятельности поставщика до взаимоотношения с проверяемым налогоплательщиком и после (часто после сделки прекращают деятельность)

— Наличие сведений о поставщике в открытых источниках, характеризующих обоснованность выбора поставщика

— Реквизиты поставщика для связи

— Объяснения руководители  и сотрудников проверяемого налогоплательщика о способах связи с поставщиком при заключении и исполнении договоров

Цель сбора сведений по проблемному поставщику: 1) установить зависимость от проверяемого налогоплательщика, 2) учитывая трудовые, организационные, финансовые, имущественные и иные ресурсы проблемного контрагента установить возможность последним выполнить обязательства по договору с проверяемым налогоплательщиком

При отсутствии возможности у проблемного поставщика исполнить обязательства перед проверяемым налогоплательщиком правомерен вывод о технической роли проблемного поставщика в юридической цепочке движения товаров (работ, услуг) посредством оформления формального документооборота.

3. Наличие (отсутствие) признаков юридической, экономической или иной подконтрольности проблемного поставщика проверяемому налогоплательщику — основание для вывода налоговой инспекции о наличии (отсутствие) прямого умысла проверяемого налогоплательщика на получение необоснованной налоговый выгоды от взаимодействия с проблемными поставщиками путем их использования или создания фиктивного документооборота.

Вместе с тем, в 2017г. ФНС разъяснила, что при отсутствии признаков подконтрольности проблемного поставщика и налогоплательщика инспекции не должны останавливаться.

Если во время проверки обнаружена первичка, подписанная от проблемного поставщика неустановленным или неполномочным лицом, правомерен вывод о косвенном умысле налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Опровергнуть который можно только доказательствами должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе поставщика.

https://www.youtube.com/watch?v=M3kb7mrERBQ

В этом случае налогоплательщик не должен отвечать за неисполнение поставщиком своих налоговых обязательств.  Такие выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 305-КГ16-10399 по делу N А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь», от 6 февраля 2017 г. N 305-КГ16-14921 по делу N А40-120736/2015 (ПАО «СИТИ»).

При наличии «недостоверной» первички, помимо доказательств должной осмотрительности,  налогоплательщику надлежит доказать реальность хозяйственной операции с проблемным контра агентом. Что означает выполнение обязательств по договору именно его стороной – проблемным поставщиком. При недостоверной первичке, доказывать будет не просто.

Выписки из ЕГРП по контрагенту, не достаточно для должной осмотрительности

Судебная практика исходит из того, что не является проявлением должной осмотрительности при выборе контрагентов проверка факта регистрации организации в качестве юридического лица, поскольку информация о регистрации контрагентов в качестве юридического лица в ЕГРП носит справочный характер и не характеризует их как добросовестных, надежных, стабильных участников хозяйственных отношений.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.05.

2010 № 15658/09, по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента для заключения сделки оцениваются не только ее условия и коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.

В споре с налоговой не пройдут такие аргументы о выборе поставщика, как  «Личный опыт руководителя или менеджеров», «интернет», «телефон», «интуиция»,   как это не редко приходится слышать от клиентов. Где вы нашли этого поставщика — в интернете.

Во внимание принимается:

Деловая переписка,

Отзывы клиентов,

Адреса сайтов,

Рекламные буклеты,

Проверка полномочий должностных лиц,

Личные встречи с представителями спорных контрагентов,

Сведения об ответственных лицах со стороны контрагентов,

Контактные данные поставщиков (телефоны, электронная почта) с которых осуществлялось рабочее взаимодействие со спорными организациями,

Подтверждение деловой репутации поставщика,

Наличие необходимого опыта,

Наличие трудовых и материальных ресурсов спорных контрагентов,

Возможность выполнения работ обязательств поставщиком,

Обеспечение исполнения обязательств.

Причем перечисленные обстоятельства должны быть подтверждены доказательствам, полученными до сделки с проблемным поставщиком.

Доказательства, которыми налоговики обосновывали необоснованную налоговую выгоду в 2017г.:

1) Выписки из ЕГРЮЛ по каждому поставщику

2) Выписка по проверяемому налогоплательщику

3) Налоговая отчетность по каждому проблемному поставщику

4) Первичные учетные документы по проблемному поставщику

5) Справки полиции о проведенных розыскных мероприятиях по запросам налоговых органов:

— розыск организации (проблемного поставщика) по адресу регистрации

— розыск руководителя организации (проблемного поставщика)

6) Протоколы допроса руководителя проблемной организации – об осуществляемой деятельности, о подписании договоров на поставку товаров, работ, услуг, накладных, счетов-фактур, платежных документов и т.д., трудовых договоров, аренды и т.д.

7) Протоколы допроса свидетелей (руководителя, главного бухгалтера, иных сотрудников проверяемого налогоплательщика) о подборе (выборе) поставщиков

8) Протокол допроса свидетеля (сотрудников проверяемого налогоплательщика) об исполнении договоров с проблемным поставщиком и получении первичных учетных документов

9) Экспертные заключения, назначенные в рамках налоговых проверок – экспертиза почерка руководителя на документах по поставке проверяемому налогоплательщику товаров, работ, услуг

10) Протоколы осмотра мест регистрации поставщика, и мест осуществления предпринимательской деятельности (помещений и т.п.)

11) Договор аренды (документы о собственности) на производственные помещения проверяемого налогоплательщика

12) Договор банковского счета проверяемого налогоплательщика

13) Договор банковского счета проблемного поставщика

14) Справки форма 2-НДФЛ на сотрудников проверяемого налогоплательщиков

15) Справки 2-НДФЛ на сотрудников проблемного поставщика

16) Компьютерные исследования электронно-вычислительной техники проверяемого налогоплательщика, изъятой при выемке в порядке ст. 94 НК РФ.  Назначаются при проведении налоговых проверок.

По состоянию на 02 октября 2017 года

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-s-is/

Должная осмотрительность: как проявить и как доказать?

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

Н.М. ЮДЕНИЧ, эксперт журнала, налоговый юрист

Что включает в себя понятие “должная осмотрительность”, вы не найдете нигде. Определение отсутствует.

Тем не менее налоговики активно используют этот термин, когда речь идет о якобы необоснованном вычете по НДС и не-правомерном включении тех или иных расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль. Дескать, компания не проявила должной осмотрительности при выборе поставщика, а он оказался фиктивной фирмой.

Значит, НДС-вычет поку-пателю не положен, учесть затраты при налогообложении прибыли тоже не удаст-ся. А как решаются споры о должной осмотрительности в арбитражных судах?

Правила Налогового кодекса

Какие условия должна соблюсти компания, чтобы ее затраты разрешили учесть в целях налогообложения прибыли, а вычет по НДС признали правомерным? Для НДС и налога на прибыль НК РФ содержит разные требования.

Так, покупатель товаров (работ, услуг) принимает “входной” НДС к вычету, когда одновременно выполняются условия, прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ: – наличие правильно, в соответствии с положениями п. 5 ст. 169 НК РФ оформленного счета-фактуры; – приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет;

– приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС.

В случае с налогом на прибыль произведенные расходы признаются в целях налогообложения, если они (п. 1 ст. 252 НК РФ): – обоснованны (экономически оправданы) и документально подтверждены;

– понесены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Казалось бы, если организация выполнит все перечисленные требования, вопросов у контролеров возникнуть не должно. Но на практике это не так. Может случиться, что партнер компании оказался фирмой-“однодневкой” с “липовыми” адресом и ИНН.

Или, будучи неплательщиком НДС, по ошибке выставил счет-фактуру с выделенной суммой налога, на основании которого покупатель принял налог к вычету. В таких случаях инспекторы пытаются доказать, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе своего контрагента.

Если налоговая инспекция придет к выводу, что компания не проявила должной осмотрительности, она может обвинить фирму в получении необоснованной налоговой выгоды, сочтя ее затраты документально не подтвержденными, а НДС-вычет – неправомерным.

Как проявить осмотрительность?

В налоговую практику понятие “должная осмотрительность” было введено постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее – постановление N 53), но не раскрыто ни в нем, ни где-либо еще в законодательстве.
В п.

10 постановления N 53 лишь указывалось, что “налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…”.

Пленум также обратил внимание на то, что факт нарушения контрагентом фирмы его налоговых обязанностей сам по себе еще не является доказательством получения фирмой необоснованной налоговой выгоды.

Кроме того, Пленум указал, что, представив в инспекцию “все надлежащим образом оформленные документы” в целях получения налоговой выгоды, компания имеет все основания для ее получения. Если, конечно, инспекторы не докажут, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны или противоречивы.

На практике под проявлением “должной осмотрительности и осторожности” обычно понимается, что фирма использовала все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте.

А вот основные факты, которые могут навести проверяющих на мысль, что компания действовала без должной осмотрительности: – отсутствие государственной регистрации партнера или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо; – отсутствие компании-контрагента по юридическому адресу; – сдача контрагентом “нулевой” отчетности (как бухгалтерской, так и налоговой) или ее непредставление в инспекцию;

– подписание документов не установленными лицами.

Контролеры также обращают внимание на длительный характер взаимоотношений с контрагентом и наличие взаимозависимости (аффилированности) между компаниями. Поэтому к возможным претензиям инспекторов лучше подготовиться заранее.

Возьмите за правило запрашивать у своих партнеров по бизнесу: – копии учредительных документов (устава и учредительного договора); – копии свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, выписки из ЕГРЮЛ; – копии лицензий; – документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, счетафактуры (в частности, протокол о на-значении генерального директора на должность);

– копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера.

Чтобы сделать это оперативно, в ходе встречи с потенциальным партнером ему можно вручить памятку с перечислением всех необходимых “бумаг”.

Определенные шаги по проверке потенциального партнера фирма может предпринять самостоятельно.

Например, запросить у ФНС справку о наличии у контрагента задолженности по налогам, о привлечении его к ответственности за неуплату налогов.

Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения налоговой тайной не являются (на основании подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Также можно проверить контрагента по базе налоговиков – например, по адресу: http://egrul.nalog.ru/fns/index.php, где представлена информация по ИНН, КПП, ОГРН и юридическому адресу организации.

Обратите внимание: все приведенные инспекторами доводы суды оценивают только в совокупности с другими свидетельствами недобросовестности партнеров (далее мы рассмотрим конкретные примеры из арбитражной практики).

Кроме того, основополагающим моментом в налоговых спорах остается презумпция добросовестности налогоплательщика. То есть априори предполагается, что компания добросовестна.

А чтобы выиграть спор, налоговикам придется до-казать обратное.

Дела судебные…

Арбитры, исходя из позиции добросовестности налогоплательщиков, часто занимают их сторону, но широко распространена и отрицательная практика. Рассмотрим на примерах судебных решений, каковы аргументы сторон в подобных спорах и насколько они эффективны.

Судьи на стороне налоговиков Согласно определению ВАС РФ от 25.01.2008 N 18196/07 организация должна позаботиться о благонадежности своего контрагента.

В рассмотренном ВАС РФ деле налоговой инспекции в ходе камеральной проверки не удалось найти контрагента (поставщика).

По юридическому адресу он не располагался, лица, значащиеся руководителем и учредителем, таковыми не являются, и фирма на данных людей не регистрировалась.

На основании этого инспекторы отказали компании в вычете по НДС. Однако организация с доводами инспекции не согласилась.

По ее мнению, факт отсутствия поставщика на момент камеральной проверки не может свидетельствовать о том, что он отсутствовал и в период совершения хозяйственных операций. Также этот факт не может служить доказательством недостоверности сведений в счетах-фактурах, а следовательно – и основанием для отказа в праве на применение налоговых вычетов.

Что должен предпринять налогоплательщик, чтобы сделанный им выбор контрагента был расценен как совершенный с должной осмотрительностью? Приведу такой пример.
Интернет-магазин предлагает товар по цене, значительно отличающейся от рыночной. Курьер, осуществляющий доставку товара, привозит покупателю документы, относящиеся к этому товару, весьма сомнительного свойства.

Совершенно очевидно, что такой выбор контрагента нельзя признать удачным, поскольку данный продавец не может быть реальной компанией, начисляющей и уплачивающей налоги. Об этом свидетельствует, в частности, низкая стоимость товара: вся выгода извлекается продавцом из неуплаты налогов, иных экономических оснований для продажи товара по заниженной цене у него быть не может.

Тем не менее судьи приняли сторону инспекции. Они пришли к выводу, что оформленные счета-фактуры подписаны неизвестным лицом, а следовательно, не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ. Поэтому налогоплательщик не имеет права на заявленный им налоговый вычет. Такое же мнение судьи выразили и в определении ВАС РФ от 22.10.2007 N 5831/07.

Обстоятельства дела аналогичны: счета-фактуры подписаны неизвестными, по адресу, указанному в учредительных документах, поставщик фактически не располагается. Кроме того, поставщик образован с уставным капиталом 10 000 руб. за два месяца до заключения сделки.

А договор на поставку оборудования многомиллионной стоимости доставлен обществу курьером. Несмотря на довод покупателя о том, что он не может нести отрицательные последствия за недобросовестность своего поставщика, суд сделал вывод о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах.

Еще пример – недавнее постановление ФАС МО от 07.08.2008 N КА-А40/6770-08.

Документы поставщиков (накладные, договоры, счета-фактуры) были подписаны не установленными лицами. Инспекторы при проверке сделали вывод, что эти бумаги содержат недостоверные сведения, следовательно, затраты фирмы документально не подтверждены, а вычет по НДС не обоснован. Судьи поддержали налоговиков.

Они допросили в качестве свидетелей тех, чьи подписи стояли на документах. Эти люди показали, что не имеют никакого отношения к хозяйственной деятельности данных организаций, не учреждали их и не руководили ими, не подписывали от их имени никаких финансово-хозяйственных документов (договоров, счетов-фактур и т.

п.).

При рассмотрении другого дела суд установил, что адрес поставщика в выставленных им счетах-фактурах не соответствует адресу в ЕГРЮЛ. А все счета-фактуры подписаны директором, умершим (!) три года назад.

Разумеется, арбитры пришли к выводу, что компания при заключении сделки с таким поставщиком действовала без должной осмотрительности, а сведения, указанные в счетах-фактурах, недостоверны (постановление ФАС ВВО от 02.06.2008 N А11-9651/2007-К2-23/526).

Доводы фирмы, что она не должна нести ответственность за действия своего контрагента (в том числе за неверные сведения в счете-фактуре), не помогли.

Налоговая инспекция установила, что поставщики компании зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляют, занимаются “обналичкой” денег. Кроме того, и у поставщиков, и у самой фирмы отсутствуют складские помещения и транспорт.

Следовательно, они не могут быть грузополучателями и грузоотправителями продукции. Между поставщиками и организацией осуществлялось движение только денежных потоков, а товарные потоки отсутствуют, что свидетельствует о фиктивности заключенных сделок. Получается, налицо необоснованная налоговая выгода.

С этим согласились и судьи (постановление ФАС ПО от 17.01.2008 N А55-6925/2007).

Судьи на стороне налогоплательщиков
Практика показывает: если фирме удастся доказать реальность хозяйственных операций и своего намерения совершить именно ту сделку, что заявлена в договоре (а не просто завысить вычеты по НДС и затраты по налогу на прибыль), то суд, скорее всего, примет ее сторону. Приведем несколько примеров.

Налоговая инспекция в ходе встречных проверок установила, что поставщики зарегистрированы в качестве юридических лиц, состоят на налоговом учете, но не представляют отчетность и не уплачивают налоги. По мнению налоговиков, это не позволяет организации-покупателю применить налоговый вычет по НДС и учесть затраты в целях налогообложения прибыли.

Однако суды поддержали компанию (постановление ФАС СКО от 05.06.2008 N Ф08-3098/2008

Источник: http://www.garant.ru/article/6557/

Об ответе на требование налоговой о предоставлении пояснений

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

В данном случае ответить можно письменно в произвольной форме. Нужно в общих чертах рассказать, для каких целей была взята техника в аренду.

Например, в связи со срочным ремонтом своей техники в организации появилась потребность в аренде технике и т.п.

Можно указать, почему выбрали этого контрагента: «Организация заключила договор аренды технике с ООО, поскольку контрагент предоставляет качественное оборудование на выгодных условиях аренды и т.д. Образец пояснения смотрите ниже.

Обоснование

Из формы

Руководителю ИФНС России № 20 по г. Москве Н.Т. Куроедову от организации «Альфа» ИНН 7708123450 КПП 770801001 Адрес (юридический и фактический): 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 4 р/с 40702810400123456789 в КБ «Надежный» к/с 30102810400123456789

БИК 044583222, ОГРН 1234567890123

13 августа 2015 года организация «Альфа» получила из налоговой инспекции сообщение от 12 августа 2015 г. № 08/198 о том, что уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль во II квартале 2015 года уменьшился по сравнению с I кварталом 2015 года и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В ответ на вышеуказанное сообщение поясняем, что уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль во II квартале 2015 года снизился по сравнению с I кварталом 2015 года в результате уменьшения доходов за счет сезонного снижения спроса на продукцию.

Что касается сокращения относительно прошлого года, то у организации увеличились расходы в связи со срочным ремонтом складского помещения, в результате чего появились дополнительные расходы по аренде склада.

Кроме того, себестоимость продукции увеличилась, так как растет стоимость сырья и материалов.

Приложение:

Регистр расходов за II квартал 2015 года.

Руководитель организации А.В. Львов

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 33, Сентябрь 2014

Каверзные вопросы инспекторов, которые они задают на комиссиях (с готовыми ответами)

В кодексе о комиссиях не сказано ни слова, но год назад налоговики легализовали свои заседания (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722). Поэтому теперь комиссий стало больше и они становятся все более прибыльным мероприятием для инспекторов (см. диаграммы).

Обычно инспекторы просят компании пояснить причины убытков, больших вычетов и т. д. Но инспекторы могут задать на налоговых комиссиях и самые неожиданные вопросы. О них нам рассказали коллеги, которые уже побывали в инспекциях в этом году.

Мы подготовили готовые ответы, которые помогут ответить на любые вопросы проверяющих.

Комиссии по убыткам и низкой налоговой нагрузке

Цель таких комиссий — увеличить поступления в бюджет налога на прибыль. В зоне риска компании, которые заявляют в декларации убытки или платят слишком маленький налог.

 Причем под контроль попадают даже те организации, которые получили отрицательный результат впервые. На беседе комиссия будет склонять компанию перенести часть расходов и показать в отчетности ноль или небольшую прибыль.

А с организаций, которые платят слишком мало, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

ЧТО СПРАШИВАЮТ НАЛОГОВИКИ

— Почему у компании такая маленькая прибыль?

Низкую рентабельность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. А причины привести в письменных объяснениях и представить их на комиссию (см. образец 1). В подтверждение низкой прибыли можно также приложить копии документов.

Образец 1. Пояснения о низкой налоговой нагрузке

— Почему организация получила убытки?

Причины убытков тоже могут быть самые разные — компания новая, только развивается, привлекает займы, бизнес трудоемкий и т. д. Перед беседой можно подготовить подробные пояснения. Если же компания заявила в декларации убытки из-за ошибок в учете, до или после комиссии стоит подать уточненку.

— В каком периоде показатели компании изменятся?

Компания может не сообщать точные даты, когда планирует увеличить прибыль или снизить убытки. Более того, это даже невыгодно, так как, если компания не достигнет планируемых показателей, инспекторы снова вызовут ее на комиссию. Лучше ответить без конкретики: в следующих налоговых периодах, в ближайшее время, как только наладится сбыт и т. д.

— Вы проявляете осмотрительность при выборе контрагентов?

Инспекторы часто считают, что компания выбирает ненадежных контрагентов. Из-за этого расходы необоснованны и завышены. Поэтому можно подтвердить на комиссии, что компания проверяет поставщиков. В частности, на сайте ФНС в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

— Почему вы закупаете товары у этих поставщиков, если у них слишком высокие цены?

При выборе поставщиков компания ориентируется не только на цены, но и на качество сырья, сроки поставки и т. п. Поэтому стоит пояснить, что по остальным критериям поставщик наиболее оптимален. Например, он продает дороже, но предоставляет отсрочку платежа.

— Зачем компания покупает товары, которые не связаны с ее видом деятельности?

Причин может быть несколько. Например, компания планирует начать новую деятельность, сведения о которой еще не внесла в ЕГРЮЛ.

Комиссии по НДС

Под контроль попадают компании, доля вычетов у которых выше 89 процентов или среднего значения по региону. Средние показатели по НДС можно узнать на сайте nalog.ru в разделе «Иные функции ФНС» > «Статистика и аналитика». А безопасную долю вычетов в своем регионе — в «УНП» № 22, 2014.

ЧТО СПРАШИВАЮТ НАЛОГОВИКИ

— Почему у вас высокая доля вычетов по НДС?

Постоянно высокую долю вычетов по НДС можно объяснить спецификой деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с меньшей.

— Почему у компании резко увеличилась доля вычетов?

Временное повышение доли вычетов можно объяснить ростом расходов, покупкой крупной партии товаров, увеличением вычетов по капитальным вложениям и т. д. (см. образец 2).

Образец 2. Пояснения о высокой доле вычетов по НДС

— Вы закупаете товары через однодневки?

Казалось бы, правильный ответ на этот вопрос один — нет. Но инспекторы обычно не верят на слово. Тогда потребуется подтвердить, что компания проявляет должную осмотрительность при выборе контрагентов. А при необходимости представить данные, из которых видно, что поставщик не однодневка. Например, сообщения в СМИ о работе организации, сайт в интернете и т. п.

— Почему у вас так много поставщиков и вы их часто меняете?

Компания сама выбирает себе поставщиков и политику работы с ними. Во-первых, не всегда выгодно, чтобы у организации был один крупный продавец. Во-вторых, организация может быть в поиске наиболее надежных контрагентов. В-третьих, новые контрагенты продают товары на более выгодных условиях.

— Почему у вас низкие цены на продукцию?

Можно объяснить, что цены, по которым компания продает товары, зависят не от себестоимости продукции, а от ситуации на рынке. Если завысить цены, то продажи упадут.

Зарплатные комиссии

В зону риска попадают компании, сотрудники которых получают зарплату ниже МРОТ или среднеотраслевого уровня. А также организации, которые стали платить в бюджет меньше НДФЛ по сравнению с предыдущими периодами. Цель комиссии — заставить компанию отказаться от зарплат в конвертах. И соответственно увеличить поступление НДФЛ в бюджет.

ЧТО СПРАШИВАЮТ НАЛОГОВИКИ

— Почему зарплата в компании ниже минималки или среднего уровня по отрасли?

Причин может быть несколько. Объяснить низкие зарплаты нетрудно. Например, в компании большинство сотрудников работает неполный день или их доходы зависят от результатов работы компании.

Если показатели деятельности отрицательные, то зарплата ниже среднего уровня. Подтвердить все эти доводы можно копией штатного расписания и положением об оплате труда.

Также объяснить низкие зарплаты можно временными трудностями: падением спроса, сокращением рынка, кризисом (см. образец 3).

Образец 3. Пояснения о низкой зарплате

— Почему вы стали перечислять в бюджет меньше НДФЛ?

Если снизились поступления по налогу, это не значит, что компания перешла на серые зарплаты или у нее недоимка по налогу. Снижение базы по НДФЛ можно объяснить сокращением сотрудников или снижением зарплат.

— Почему у вас на балансе много оборудования, но мало сотрудников?

Во-первых, часть оборудования компания может не использовать. Во-вторых, техника может быть полностью автоматизирована. А значит, большой штат компании не нужен.

— Почему в день зарплаты вы снимаете со счета больше, чем требуется?

Деньги, которые компания снимает со счета, можно расходовать на оплату аренды, процентов по займам и т. д. Возможно, именно в день зарплаты компания оплачивает и другие ежемесячные расходы. А значит, заказать в банке удобнее один раз.

— Почему работник перешел к вам на меньшую зарплату, чем получал раньше?

У компании нет обязанности отслеживать, какой оклад был у сотрудника на предыдущем месте работы. Сотрудник сам вправе выбирать, где ему работать. Значит, его устроили условия у нового работодателя компании. Например, график работы, месторасположение, соцпакет и т. д.

— Почему ваша организация выдает так много наличных под отчет?

Налоговики подозревают, что подотчетные суммы компания использует на зарплаты в конвертах. А значит, надо заверить инспекторов, что организация выдает деньги из кассы строго по Указанию ЦБ РФ от 11.03.14 № 3210-У. То есть на каждую операцию есть заявление сотрудника, расходник и др.

— Откуда у сотрудников деньги на дорогие покупки?

Компания не контролирует личные покупки сотрудников. У организации есть только информация о зарплате и тех доходах, которые работник получает от нее. Поэтому давать официальные показания компания вправе только по этим доходам (ст. 90 НК РФ). Возможно, сотрудник взял кредит, получил наследство, занял деньги или долго копил.

— Почему у подчиненных зарплата больше или такая же, как у начальника?

Проще всего одинаковые оклады пояснить тем, что у руководителей фиксированная зарплата, а у подчиненных еще и сдельная часть. Также совпадение окладов можно пояснить большим количеством обязанностей у подчиненных, поэтому они получают столько же, сколько начальники. Но безопаснее всего изменить штатное расписание, чтобы оклады подчиненных были немного ниже, чем у руководителей.

Комиссии по долгам

На комиссию позовут компании, у которых есть задолженность перед бюджетом по одному или нескольким налогам. На беседе инспекторы будут требовать, чтобы организация погасила задолженность или предоставила гарантии об оплате.

ЧТО СПРАШИВАЮТ НАЛОГОВИКИ

— Почему вы не погашаете задолженность перед бюджетом?

Перед комиссией стоит запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. Если по справке числится долг, а компания его погасила, с собой надо взять платежки. Если у компании действительно недоимка, надо подготовить пояснения (см. образец 4).

Можно также пообещать, что компания перечислит налоги вместе с пенями, как только появятся свободные деньги. Но сработать такое обещание может только один раз.

Если в течение квартала после беседы компания ничего не сделает, инспекторы направят в банк инкассо.

Образец 4. Пояснения о долгах и сроках их оплаты

— Когда компания погасит недоимку?

Перед походом на комиссию можно спланировать примерные сроки оплаты задолженности. А если компания сомневается, что сможет погасить долг за один раз, надо составить примерный график платежей. Как правило, налоговиков он устраивает. Главное, начать перечислять в бюджет хотя бы небольшие суммы. Тогда внимание налоговиков к компании резко ослабнет.

— Почему вы контрагентам платите, а в бюджет нет?

Компания вынуждена платить за материалы. Иначе при неисполнении обязательств поставщики расторгнут договоры и прекратят работать с компанией. Значит, производство остановится и в конечном счете это приведет к банкротству. Тогда в бюджет не будет никаких поступлений. А так компания заплатит, только позже и с пенями.

— Почему у вас много кредиторки?

Инспекторы могут предполагать скорое банкротство компании, на которой большая задолженность не только перед бюджетом, но и перед контрагентами. Надо убедить комиссию, что это нормальная ситуация. Например, в договорах с поставщиками может быть предусмотрена рассрочка платежей.

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/119602-ob-otvete-na-trebovanie-nalogovoy-o-predostavlenii-poyasneniy

Палладиум Права
Добавить комментарий