Порядок ведения судебного заседания по административному делу

Порядок ведения судебного заседания по административному делу

Порядок ведения судебного заседания по административному делу

В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

В случаях, установленных КАС РФ, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного письменного производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены КАС РФ.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Судебное заседание по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Савойя»

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • An error occurred.
  • Протокол судебного заседания по делу об административном правонарушении и замечания на него
  • Судебное разбирательство
  • Глава 14. Судебное разбирательство (ст.ст. 140 – 174)

An error occurred

Согласно ст. Таким образом, при единоличном рассмотрении дела судьей протокол судебного заседания не ведется.

Между тем, протокол судебного заседания является единственным документом, который отражает весь ход судебного разбирательства, заявляемые ходатайства участников разбирательства, а также процесс исследования каждого доказательства, которые судом кладутся в основу принятия решения в соответствии с законом.

Протокол судебного заседания может быть использован как источник доказательств в случае повторного рассмотрения дела в суде на стадии обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Протокол судебного заседания способствует принятию судом решения в соответствии с материалами, рассмотренными в судебном заседании, и обеспечивает возможность контроля за выполнением судом первой инстанции требований закона при последующем обжаловании решения суда.

Действующее законодательство об административных правонарушениях обеспечивает ведение протокола судебного заседания только при рассмотрении дел арбитражными судами.

Это касается в том числе и составления протокола судебного заседания.

Действующий КоАП РФ не предусматривает обязательного ведения протокола судебного заседания, потому встает вопрос о возможности обеспечения своих гарантий на справедливое судебное разбирательство.

Напомним, что в соответствии с установленным прецедентным правом, которое отражает принцип надлежащего отправления правосудия, в решении судов и органов правосудия должны быть надлежащим образом указаны основания, по которым они были вынесены.

И хотя национальные суды пользуются ограниченным правом принятия решения в вопросе выбора доводов по конкретному делу и приобщения доказательств достоверности утверждений сторон, эти органы обязаны указать основания для своих действий, изложив мотивировку этих решений. Еще одна роль мотивированного решения состоит в том, что оно доказывает сторонам, что их позиции были выслушаны.

Следовательно, у суда есть обязанность дать оценку всем аргументам стороны, которые являются чёткими и важными относительно рассматриваемого дела.

Практикующим юристам известны случаи, когда в постановлениях по делу об административном правонарушении судом не приводились показания свидетелей и понятых, а также не оценивались письменные доказательства по делу.

Надо отметить, что в настоящее время стало известно, что Европейский суд по правам человека готов рассмотреть вопрос о том, не являются ли все дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, уголовными в смысле необходимости обеспечения лицам, в отношении которых ведется производство по таким делам, прав, гарантированных статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод тем, кому предъявлено уголовное обвинение.

По нашему же мнению, сведения, изложенные в протоколе подлежат доказыванию органами публичном власти, в силу того, что установленная нормативно презумпцию законности действий и решений органов власти является опровержимой. В свете обозначенной проблематике, считаем необходимым указать на возможность в соответствии со ст.

Правовым основанием для такого ходатайства могут явиться разъяснения, содержащиеся в п.

Кроме общего процессуального значения протокола судебного заседания, в ходатайстве можно также обосновать необходимость его ведения тем, что привлекаемое к ответственности лицо намерено излагать при рассмотрении дела аргументы незаконности составления протокола вынесения постановления об административном правонарушении, без учета мнения оппонентов и свидетелей, которые могут быть и будут допрошены в ходе судебного заседания, о возможности возникновения дополнительных аргументов в подтверждение жалобы по итогам рассмотрения дела и опровержения доводов оппонентов, которые, должны получить своё отражение в протоколе судебного заседания.

Учитывая, что судьям при единоличном ведении дела свойственно составлять записи о ходе процесса, после вынесения постановления по делу об административном правонарушении, вполне можно заявить ходатайство об изготовлении и предоставлении для ознакомления протокола судебного заседания. Иногда лучше получить мотивированный отказ суда в удовлетворении ходатайства, чем пренебречь возможностями защиты своих интересов в отсутствие четкого правого регулирования.

При удовлетворении ходатайства о ведении протокола либо о его изготовлении после вынесения постановления по делу, необходимо разрешить для себя вопрос о целесообразности принесения на него замечаний.

Здесь следует иметь в виду следующее.

Вместе с тем лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление решение по делу об административном правонарушении ст.

При этом данное лицо не лишено возможности в самой жалобе привести замечания и возражения на протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении непосредственно.

Именно из этого исходит Верховный Суд Российской Федерации, давая разъяснения по вопросам судебной практики Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта года.

Источник: https://mari-tyrek.ru/finansovoe-pravo/poryadok-vedeniya-sudebnogo-zasedaniya-po-administrativnomu-delu.php

Порядок проведения судебного заседания по административному делу

Порядок ведения судебного заседания по административному делу

КоАП РФ).

  • При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
  • При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
  • Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст.
  • Порядок проведения судебного заседания по административному делу
  • Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
  • Порядок проведения судебного заседания по коап
  • Исчисление срока лишения специального права

После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию.

В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений).
Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права.

  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.

  • Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  • Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным.

Порядок проведения судебного заседания по коап

Поэтому административный истец может вновь обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших причиной оставления его первого заявления без рассмотрения.

Прекращение производства по делу есть форма окончания административного дела, обусловленная предусмотренными КАС обстоятельствами, которые полностью исключают осуществление административного судопроизводства.

Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить производство по делу, если:

— административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст.

Указанным Федеральным законом отдельно предусмотрено, что дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом.

Требования к техническим и программным средствам, используемым при изготовлении процессуальных решений и (или) иных процессуальных документов в виде электронных документов и при их подписании усиленной квалифицированной электронной подписью, и требования к информационно-телекоммуникационным сетям, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, с использованием которых осуществляется передача таких электронных документов, определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Несмотря на то что в комментируемой статье воспроизводятся положения ст.

Судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Аналогичное ограничение распространяется и на других лиц, которым может быть заявлен отвод, с той лишь разницей, что повторное участие последних в одном и том же процессуально-правовом качестве считается возможным, т.е.

прокурор может повторно участвовать в качестве прокурора, эксперт — в качестве эксперта и т.д.

Кроме того, лицо не имеет права участвовать в процессе в качестве эксперта или специалиста, если этому препятствует служебная или иная зависимость от лиц, участвующих в деле, или представителей.

Отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу.

КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к ответственности в соответствии с ч.
1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Исчисление срока лишения специального права

  1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
  2. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается.

Пекине 19.

06.1992

Источник: https://snabplast.su/poryadok-provedeniya-sudebnogo-zasedaniya-po-administrativnomu-delu

Как перенести судебное заседание по административному делу

Порядок ведения судебного заседания по административному делу

Протокол ведется на каждом слушании дела в судах первой инстанции, а также составляется для каждого отдельного процессуального действия.

В протоколе фиксируются все сведения о судебном заседании (распоряжения председательствующего, показания свидетелей, содержание судебных прений и так далее).

Ответственными за содержание протокола судебного заседания являются председательствующий и секретарь судебного заседания.

Для получения протокола судебного заседания существует определенная процедура.

Хотя законодателем не предусмотрена конкретная статья относительно выдачи копий протоколов судебного заседания, статья 35 Гражданского процессуального кодекса РФ дает право лицам, участвующим в деле, знакомиться с материалами дела и снимать с них копии.

Протокол судебного заседания относится к материалам дела.

В пункте 3 статьи 230 ГПК РФ закреплено, что срок для изготовления протокола в окончательной форме составляет три дня, а протокол отдельного процессуального действия составляется и подписывается не позднее следующего дня после совершения данного действия.

До того момента, пока протокол не изготовлен и не подписан, вам могут отказать в выдаче копии с него, так как документа просто не существует.

Круглосуточные юридические консультации Во многих жизненных ситуациях от оформления документов до разногласий с работодателем вам помогут опытные специалисты по разным отраслям права.

Получить консультацию Согласно статье 231 ГПК РФ с готовым протоколом можно ознакомиться в течение пяти дней с момента его подписания и подать замечания в письменной форме, если в нем были допущены неточности или его текст не полон.

Гпк об отложении судебного заседания причины переноса разбирательства

Для получения копии протокола судебного заседания необходимо в письменной форме подать на имя судьи, в чьем производстве находится дело, заявление о выдаче копии протокола судебного заседания.

Для того чтобы работники суда изготовили и выдали копию протокола судебного заседания, судья, ведущий дело, накладывает на заявление визу о его удовлетворении.

Некоторые копии документов, изготавливаемые судом, выдаются не бесплатно.

Необходимо уточнить у работников суда стоимость копии одной страницы и оплатить государственную пошлину, исходя из количества страниц протокола судебного заседания. Лица, участвующие в деле, могут снимать ксерокопии и фотокопии материалов дела самостоятельно при наличии соответствующего (собственного) оборудования.

В этом случае оплачивать государственную пошлину не надо.

Для того чтобы избежать необходимости каждый раз искать отделение банка для оплаты государственной пошлины за копии тех или иных документов, лучше заранее оплатить небольшую сумму (рублей 20-50) и убедиться в том, что квитанцию об оплате подшили к материалам дела.

До тех пор, пока сумма не будет «потрачена» полностью, можно ссылаться на данную квитанцию в случаях, когда требуется изготовление копий с материалов дела.

Протокол – это документ, в котором зафиксирован ход обсуждения и принятые решения на совещаниях, собраниях или конференциях.

Протоколы составляются на основании записей, которые ведутся в ходе протоколируемого мероприятия.

Это может быть стенограмма, аудиозапись или черновые записи секретаря.

Также используются повестка дня, тезисы выступлений, проекты решений и списки участников.

По правилам, протокол оформляется в течение трех дней после проведения заседания.

Первая строчка – это полное наименование предприятия, на котором велось заседание.

Вторая строчка – слово “ПРОТОКОЛ” заглавными буквами.

После – дата протокола (учтите, что это дата заседания, а не день оформления документа), его регистрационный номер и город составления документа.

Далее пишется заголовок – в левом углу с заглавной буквы укажите согласованное в родительном падеже со словом “протокол” определение вида заседания. После заголовка с абзаца напишите “Председатель:” и укажите фамилию и инициалы, также записывается “Секретарь:” ФИО.

Например, “Заседания руководителей структурных подразделений”. С новой строки напечатайте “Присутствовали:” и перечислите фамилии и инициалы участников в алфавитном порядке.

Если присутствуют сторонние лица (не сотрудники организации), добавьте строку “Приглашенные:” с перечислением ФИО и организаций приглашенных.

Если участников больше 10, то не перечисляйте их в протоколе, а напишите после “Присутствовали:” общее число человек и фразу “список прилагается”.

Список является неотъемлемым приложением к протоколу. Поле запишите номерной перечень обсуждаемых вопросов с указанием фамилий докладчиков.

Как отложить предстоящее судебное заседание по лишению прав

Также используются повестка дня, тезисы выступлений, проекты решений и списки участников.

По правилам, протокол оформляется в течение трех дней после проведения заседания.

Первая строчка – это полное наименование предприятия, на котором велось заседание.

Вторая строчка – слово “ПРОТОКОЛ” заглавными буквами.

После – дата протокола (учтите, что это дата заседания, а не день оформления документа), его регистрационный номер и город составления документа.

Далее пишется заголовок – в левом углу с заглавной буквы укажите согласованное в родительном падеже со словом “протокол” определение вида заседания. После заголовка с абзаца напишите “Председатель:” и укажите фамилию и инициалы, также записывается “Секретарь:” ФИО.

Например, “Заседания руководителей структурных подразделений”. С новой строки напечатайте “Присутствовали:” и перечислите фамилии и инициалы участников в алфавитном порядке.

Если присутствуют сторонние лица (не сотрудники организации), добавьте строку “Приглашенные:” с перечислением ФИО и организаций приглашенных.

Если участников больше 10, то не перечисляйте их в протоколе, а напишите после “Присутствовали:” общее число человек и фразу “список прилагается”.

Список является неотъемлемым приложением к протоколу. Поле запишите номерной перечень обсуждаемых вопросов с указанием фамилий докладчиков.

Как перенести судебное заседание

Текст основной части протокола состоит из разделов с описанием хода обсуждения по каждому пункту повестки дня.

Количество разделов соответствует количеству вопросов повестки дня, каждый раздел состоит из частей “СЛУШАЛИ”, “ВЫСТУПИЛИ”, “ПОСТАНОВИЛИ”.

Если постановление предполагает ание, то после формулировки решения запишите “Единогласно”, или, к примеру, “За – 5, против – 1, воздержались – 2”.

Решение формулируется в повелительном наклонении, с указанием ответственного (исполнителя) и срока выполнения.

Протокол судебного заседания – главный процессуальный документ, содержащий информацию обо всем происходящем во время слушания дела.

Именно он и является основанием для вынесения судом того или иного решения.

Вести протокол судебного заседания необходимо в соответствии с требованиями законодательства.

Вести протокол судебного заседания необходимо четко в той последовательности, в которой проводится слушание.

В процессе судебного разбирательства его участники имеют полное право ходатайствовать о занесении в документ существенных, по их мнению, для дела обстоятельств.

В протоколе обозначьте дату (день, месяц и год), а также время начала и окончания судебного слушания по делу.

Укажите наименование суда, в котором проходило заседание, состав суда и ФИО секретаря, ведущего протокол.

Впишите в документ полное наименование дела, рассмотренного на судебном заседании.

Укажите информацию о явке главных участников процесса, свидетелей, экспертов, переводчиков.

Зафиксируйте сведения о том, в каком порядке были разъяснены участникам судебного слушания их процессуальные права и обязанности.

Протокол судебного заседания должен включать в себя содержание судебных прений, мнения представителей государственных органов или общественных организаций, участвующих в процессе, заключение прокурора.

Протоколы судебных заседаний по гражданским и уголовным делам изготавливаются в течение трех дней с момента окончания самих заседаний.

При этом участники процесса, стороны, имеют право ознакомиться с указанными протоколами после их изготовления, представить собственные замечания.

Любое судебное заседание по гражданскому или уголовному делу сопровождается ведением протокола, в который вносятся все процессуальные действия, пояснения участников процесса, другие необходимые сведения.

Но в полном объеме указанные протоколы изготавливаются в течение трех дней с момента окончания соответствующего заседания.

Заинтересованные лица вправе подать судье ходатайство об ознакомлении с протоколом.

Уважительные причины неявки в суд неявка истца, свидетеля, ответчика

В гражданском процессе такое ходатайство можно подавать в любой момент, однако срок подачи замечаний на протокол ограничивается пятью днями с момента его подписания.

В уголовном процесса ходатайство об ознакомления с протоколом следует подавать в течение трех суток с момента завершения судебного заседания, хотя при пропуске данного срока по уважительным причинам заинтересованные лица могут попросить его восстановления.

Если сторона гражданского процесса или участник уголовного процесса обнаруживают ошибки или неточности в протоколе после ознакомления с ним, то они могут подать замечания на данный документ.

Судья рассматривает указанные замечания единолично, при необходимости внося в протокол изменения и уточнения.

Если рассмотрение замечаний без участия сторон невозможно (например, требуются какие-либо пояснения), то участники процесса также могут быть вызваны для разрешения вопроса о внесении изменений в протокол.

Срок подачи замечаний на протокол отсчитывается с момента ознакомления с ним, при наличии уважительных причин и ходатайства заинтересованной стороны данный срок также можно восстановить.

Если участник производства по делу об административном правонарушении выразит намерение ознакомиться с протоколом судебного заседания, то ему следует учесть, что Ко АП РФ не предусматривает обязательного ведения протокола в данном виде процесса.

Единственным исключением является рассмотрение дела коллегиальным административным органом или составом суда.

Если протокол все же ведется, то заинтересованное лицо может подать ходатайство об ознакомлении с ним, однако подача замечаний на протокол в этом случае не предусмотрена.

Все возражения, уточнения и замечания могут быть выражены участником производства в жалобе на итоговое постановление по административному делу.

В гражданском процессе такое ходатайство можно подавать в любой момент, однако срок подачи замечаний на протокол ограничивается пятью днями с момента его подписания.

В уголовном процесса ходатайство об ознакомления с протоколом следует подавать в течение трех суток с момента завершения судебного заседания, хотя при пропуске данного срока по уважительным причинам заинтересованные лица могут попросить его восстановления.

Если сторона гражданского процесса или участник уголовного процесса обнаруживают ошибки или неточности в протоколе после ознакомления с ним, то они могут подать замечания на данный документ.

Судья рассматривает указанные замечания единолично, при необходимости внося в протокол изменения и уточнения.

Если рассмотрение замечаний без участия сторон невозможно (например, требуются какие-либо пояснения), то участники процесса также могут быть вызваны для разрешения вопроса о внесении изменений в протокол.

Срок подачи замечаний на протокол отсчитывается с момента ознакомления с ним, при наличии уважительных причин и ходатайства заинтересованной стороны данный срок также можно восстановить.

Если участник производства по делу об административном правонарушении выразит намерение ознакомиться с протоколом судебного заседания, то ему следует учесть, что Ко АП РФ не предусматривает обязательного ведения протокола в данном виде процесса.

Единственным исключением является рассмотрение дела коллегиальным административным органом или составом суда.

Если протокол все же ведется, то заинтересованное лицо может подать ходатайство об ознакомлении с ним, однако подача замечаний на протокол в этом случае не предусмотрена.

Все возражения, уточнения и замечания могут быть выражены участником производства в жалобе на итоговое постановление по административному делу.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/kodeks/kak-perenesti-sudebnoe-zasedanie-po-administrativnomu-delu

Порядок административного судопроизводства

Порядок ведения судебного заседания по административному делу

» Юристу » Порядок административного судопроизводства
Вернуться назад на Административное судопроизводство Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. Дела административного судопроизводства ранее рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

При правильной подготовке документов и подачи административного иска истцом, суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления. 2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается. 3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок, заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально. 4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие. Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрении дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

При принятии административного иска к рассмотрению, стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена. Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда, участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи, заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале, нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи. После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье, при необходимости выявления определенных обстоятельств, вынести определения о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права.

Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

• в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста; • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу; • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом; • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании. Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также, чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может. По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования.

К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

• копия нормативно-правового акта; • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречат; • указывается какие права уже нарушены или в сумм угроза их нарушении в будущем; • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ. В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу. Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может принять обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом, на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов, иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом, до обращения в суд, такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание незаконности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Гражданское судопроизводство

Уголовное судопроизводство
Административное взыскание
Административное дело
Административное право

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/Yuristu/poryadok-administrativnogo-sudoproizvodstva.php

Арбитражный суд Республики Марий Эл

Порядок ведения судебного заседания по административному делу

Об особенностях подготовки к судебному разбирательству дел об административных правонарушениях

Установленные арбитражным процессуальным законом положения о порядке и сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях оставляют впечатление сложного конгломерата процессуальных правил, частично перенесенных из процессуальных норм КоАП РФ, частично следующих общим принципам и основной процедуре арбитражного процесса. Непродуманность и несочетаемость административно-процессуальных и судебных правил заведомо ограничивают и лишают последовательности деятельность арбитражного суда по законному и всестороннему разбирательству споров о применении законодательства об административной ответственности.

Так, в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ № 2 от 27.01.2003г.

«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» арбитражным судам прямо предложено не применять значительное количество норм КоАП РФ, существенно противоречащих сложившейся процедуре арбитражного судопроизводства, начиная с наименования категорий дел, оснований возбуждения производства по ним, и завершая требованиями судебных актов, порядку их исполнения.

К числу несовместимых с требованиями полноценного и состязательного арбитражного процесса, безусловно, как свидетельствует складывающаяся правоприменительная практика, необходимо отнести положения АПК о сверхкратких сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях, без должного критического отношения к ним непосредственно воспринятых из КоАП РФ.

По своему правовому содержанию родственные и равновидовые дела о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности объединены в особую 25 главу АПК, но при этом для их разрешения законом предписаны разновеликие сроки. Статья 205 АПК обязывает арбитражный суд рассмотреть дело, возбужденное по заявлению административного органа, в срок, не превышающий пятнадцати дней, но процессуальной нормой допускается продление этого срока не более чем на месяц в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. По подавливающему числу дел о привлечении к административной ответственности арбитражные суды используют предоставленную возможность и рассматривают споры в пределах полуторамесячного срока, включая подготовку дела и принятие судебного акта в полном объеме.

Между тем, не может иметь убедительного объяснения повторяющий норму КоАП РФ и предусмотренный статьей 210 АПК десятидневный срок, в который арбитражный суд обязан вместить изучение и принятие заявления об оспаривании решения административного органа, а также проведение предварительного судебного заседания и вынесение решения в судебном заседании первой инстанции с обязательным участием в них сторон административного разбирательства. При этом неизвестны причины, в силу которых законом не установлена возможность продления срока рассмотрения дела хотя бы на месяц, по аналогии с делом о привлечении к административной ответственности. Ссылки на необходимость оперативной защиты субъектов предпринимательской деятельности от их необоснованного привлечения к административной ответственности представляются безосновательными. Новый административный процесс наполнен подробными нормами, направленными на гарантию права на защиту лица, привлекаемого к ответственности, как в ходе производства, осуществляемого административным органом, так и при судебном рассмотрении обстоятельств административного правонарушения. Усложненная в сравнении с прежним административным законом процедура, помимо прочего, диктует обязательность тщательного исследования документальных доказательств и доводов сторон административного спора в течение разумного, объективно необходимого для этого времени. Краткий десятидневный срок, по сути, исключает полноту и справедливое публичное судебное разбирательство (статья 2 АПК) и может квалифицироваться в качестве существенного нарушения прав участников процесса в той же степени, что и необоснованно длительное рассмотрение дела.

Намерение арбитражного суда исполнить требования статьи 210 АПК о рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа в срок, не превышающий десяти рабочих дней, предполагает принятие им экстренных и особых организационных мер.

Наиболее эффективным процессуальным средством, позволяющим на первоначальной стадии устранить основные недостатки оформления материалов дела, следует признать активно используемый судьями институт оставления заявления по административному делу без движения.

Предприниматели или коммерческие организации, привлеченные к административной ответственности, традиционно, в пределах невысокой юридической квалификации, направляют в арбитражный суд недостаточно аргументированные и не соответствующие указаниям статьи 209 АПК заявления, в которых обычно отсутствуют полные сведения о наименовании, дате принятия оспариваемого постановления административного органа, ссылки на законы и доказательства, точно сформулированные требования о признании решения административного органа незаконным. Многие заявления не имеют надлежащих доказательств вручения их копий административному органу.

С тщательностью составленное определение об оставлении без движения заявления лица, привлеченного к административной ответственности, позволяет арбитражному суду, чаще всего, получить в пределах установленного им для устранения процессуальных нарушений срока дополнение к заявлению с новым обоснованием существа административно-правового оспаривания. При необходимости арбитражный суд может включить в определение и предложение о представлении дополнительных доказательств, входящих в предмет судебного исследования. Особо истребуются и проверяются сведения об извещении административного органа. При изложенных процессуальных действиях у арбитражного суда появляется дополнительная возможность организовать полноценное разбирательство административного спора, собрать необходимые сведения по делу.

Достаточно противоречивыми представляются положения главы 25 АПК, требующие проведения обособленной подготовки административного дела к судебному разбирательству, по сути, с обязательным назначением предварительного судебного заседания и с немедленным вынесением решения в единственном судебном заседании первой инстанции.

Только состоявшаяся явка сторон административного спора в предварительное заседание позволяет судье осуществить немедленный переход в стадию судебного разбирательства с теми же повторно сообщенными доказательствами и объяснениями участников дела.

В случаях неявки или отсутствия данных об извещении кого-либо их числа лиц, обязанных прибыть в предварительное судебное заседание, принятие судебного акта по делу об оспаривании акта административного органа в десятидневный срок исключается полностью.

Столь очевидные процессуальные ситуации, в том числе вызванные необходимостью по ходатайству сторон отложить разбирательство, оставлены в АПК без необходимого регулирования, что приводит к массовому формальному нарушению арбитражными судами сроков рассмотрения дела.

Тем самым законом предусмотрен такой лишенный процессуального смысла временной период разбирательства спора, в который изначально арбитражному суду невозможно уложиться, это обстоятельство разумно понимается правоприменителями, но не законодателем.

Как показывает анализ подготовки административных дел, надлежащее и своевременное извещение участников дела об обязательной явке в арбитражный процесс в пределах десяти- или пятнадцатидневного срока стало острой и трудноразрешимой проблемой при организации судебного заседания.

С учетом правил оказания услуг почтовой связи направление определения арбитражного суда по возбужденному административному делу заказным письмом с уведомлением о вручении по существу исключается, поскольку почтовые уведомления, чаще всего, в такие сжатые сроки не возвращаются в арбитражный суд.

По-видимому, арбитражным судом должен соблюдаться и срок, установленный статьей 121 АПК, о направлении почтового извещения не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания.

Неубедительны и непрактичны рекомендации вызывать в судебное заседание лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, с использованием современных средств связи: телефонограммой, телеграммой, по факсу или электронной почте.

Достаточно дорого, да и у предпринимателей не всегда имеются соответствующие средства связи, данные о них не приводятся в заявлениях, при таком порядке из-за отсутствия подписанного стороной документа арбитражному суду апелляционной инстанции сложно оценить достоверность уведомления участника дела о дате процесса, если им получение извещения отрицается.

Арбитражный суд РМЭ включает в текст определения о принятии к производству заявления о привлечении к административной ответственности и подготовке дела к судебному разбирательству адресованное административному органу предложение дополнительно проверить факт получения ответчиком определения и при необходимости уведомить его телефонограммой или иным способом под расписку о дате и месте судебного заседания. Подобные меры используются вынужденно, под давлением неразумно сокращенного срока разбирательства административных дел.

Наиболее принципиальным, с нашей точки зрения, является вопрос о безусловной необходимости во всех случаях проводить по административным делам предварительное судебное заседание.

Подобное понимание правил статей 202-207 АПК приходилось неоднократно принимать от специалистов, занимавшихся разработкой АПК, аналогичное положение приведено в проекте постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения КоАП РФ».

Эта стадия арбитражного процесса и по ряду простых гражданских дел выглядит излишней, в пределах же сверхкратких сроков административного разбирательства она превращается в ненужное препятствие для рассмотрения дела.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, лежит на административном органе и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (статья 205 АПК).

Тем самым арбитражному суду предлагается исследовать, прежде всего, только те доказательства, которыми административный орган руководствовался при составлении протокола об административном правонарушении или постановления о привлечении к административной ответственности.

При таком понимании предмета спора по административному делу не возникает процессуальной потребности в предварительном заседании.

Более того, по нашему мнению, высшая судебная инстанция вправе дать иное разъяснение положений главы 25 АПК, согласно которому проведение предварительного судебного заседания по административному делу не является обязательным, такое заседание арбитражный суд вправе назначить по своему усмотрению с учетом объема и содержания представленных доказательств. Думается, и по гражданским делам подобное понимание назначения стадии предварительного заседания было бы уместным, способствующим более эффективной организации судебного разбирательства.

Рассмотрение дела об административном правонарушении обладает для каждого судьи специфической сложностью.

При правовой оценке того, что именуется в АПК событием административного правонарушения, приходится использовать не только юридические знания, но и анализировать сведения особого характера из сферы специальной деятельности субъекта в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте, в области связи, финансов, рынка ценных бумаг и т.д. Такие дела требуют длительной подготовки, изучения дополнительных нормативных актов и иных источников, сравнительного анализа объяснений сторон спора, что не может быть осуществлено в пределах сроков, исчисляемых днями.

Необъяснимо, но для рассмотрения дела о взыскании налоговых платежей и санкций, имеющих аналогичную природу спора о привлечении к административной ответственности, в следующей 26 главе АПК закреплен двухмесячный срок.

Ненужная никому оперативность и ненадлежащая организация арбитражного процесса по спорам об административных правонарушениях могут быть устранены только в результате внесения в АПК необходимого изменения об установлении для рассмотрения всех категорий гражданских и административных дел единого не менее чем двухмесячного срока с переходом в дальнейшем к рассмотрению дел в пределах разумных сроков, индивидуально определяемых арбитражным судом.

Большей глубиной отличаются проблемы, связанные с ролью арбитражного суда в деле об административном правонарушении, когда при осуществлении состязательного правосудия арбитражный суд одновременно обязан активно содействовать административному органу в представлении дополнительных обвинительных доказательств.

КоАП РФ поставил арбитражный суд в один ряд с административными органами, судами общей юрисдикции, должностными лицами, занимающимися привлечением виновных лиц к административной ответственности.

В этом смысле арбитражный суд становится властным карательным органом, не столько беспристрастно и объективно разрешающим разногласия участников административного правоотношения, сколько по прямому указанию закона истребующим по своей инициативе необходимые для рассмотрения дела доказательства в случае непредставления их административными органами (часть 5 статьи 210 АПК, часть 5 статьи 205 АПК), чего нет даже в уголовном процессе, а также по своему усмотрению избирающим вид и меру административного наказания, поскольку в заявлении административного органа указание такой меры не признано обязательным (статья 204 АПК).

При таких положениях закона арбитражному суду сложно следовать основным принципам арбитражного процесса: равенству всех перед судом, равноправию сторон и состязательности.

Представляется, что развитие процессуального законодательства должно объективно завершиться изъятием из подведомственности арбитражным судам дел об административных правонарушениях с созданием обособленной системы административных судов с собственными принципами судопроизводства.

Источник: http://mari-el.arbitr.ru/pract/nauchnie_rekomendacii/2204.html

Палладиум Права
Добавить комментарий