Виды конкурсов по 44 фз

Энциклопедия решений. Стадии проведения конкурса в электронной форме по Закону N 44-ФЗ. Открытый конкурс | ГАРАНТ

Виды конкурсов по 44 фз

Стадии проведения конкурса в электронной форме по Закону N 44-ФЗ. Открытый конкурс

Конкурсы в электронной форме, как и все виды электронных процедур, проводятся на электронной площадке и их проведение обеспечивается оператором такой площадки (далее – оператор) (ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). Общие особенности организации закупок в электронной форме рассмотрены в отдельных материалах.

С 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года для участия в конкурсах в электронной форме участник закупки должен пройти аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном ст. 61 Закона N 44-ФЗ, то есть как для участия в электронном аукционе (порядок описан в отдельных материалах).

Напрямую порядок проведения регламентирован только для “простого” открытого конкурса в электронной форме (далее – конкурс), под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о проведении такого конкурса (далее также – извещение) и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона N 44-ФЗ). Однако закрытый конкурс, равно как и конкурс с ограниченным участием, и двухэтапный конкурс и аналогичные им закрытые конкурсы, проводятся в электронной форме в том же порядке, хотя и с учетом особенностей, установленных для этих видов конкурсов (ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1, ч. 3 ст. 84.1, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

Системный анализ норм Закона N 44-ФЗ позволяет выделить в проведении конкурса определенные стадии. Перечислим их вместе с их кратким содержанием.

1) Размещение в ЕИС извещения и конкурсной документации

Извещение о проведении конкурса (далее также – извещение) размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 54.2 Закона N 44-ФЗ).

Конкурсная документация (далее – документация) размещается в ЕИС одновременно с извещением (ч. 5 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ).

Обращаем внимание, что закон говорит о размещении извещения и документации именно не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок, то есть размещение может состояться и ранее.

2) Подача заявок

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее – заявка) может быть подана в любое время с момента размещения извещения до предусмотренных документацией даты и времени окончания срока подачи таких заявок (ч. 8 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).

На этой стадии конкурс может быть отменен не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

В этот период участник закупки вправе подать не более 3 запросов о даче разъяснений положений документации (ч. 7 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ).

Заявка должна состоять из двух частей и – отдельно! – предложения о цене (ч. 2 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ). Первая часть заявки содержит предложения участника закупки относительно объекта закупки (ч.ч. 4, 5 ст. 54.

4 Закона N 44-ФЗ), а вторая – сведения об участнике закупки, подавшем заявку (ч. 6 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ). До окончания срока подачи заявок участник закупки вправе отозвать заявку (ч. 14 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ) или изменить ее (ст.

43 Закона N 44-ФЗ).

Если в данный период была подана только 1 заявка или не подано ни одной конкурс признается несостоявшимся(ч. 16 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).

3) Рассмотрение и оценка первых частей заявок

Срок рассмотрения и оценки первых частей заявок в силу ч. 1 ст. 54.5 Закона N 44-ФЗ начинает течь с даты окончания срока подачи заявок и не может превышать:

– 10 рабочих дней – в случае проведения конкурса на приобретение товара, работы либо услуги в сфере науки, культуры или искусства, независимо от начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК);

– 5 рабочих дней – во всех иных случаях, если НМЦК превышает 1 млн. руб.;

– 1 рабочий день – во всех иных случаях, если НМЦК не превышает 1 млн. руб.

Конкурсная комиссия (далее – комиссия) рассматривает первые части заявок, на соответствие требованиям, установленным документацией, оценивает предложения, соответствующие этим требованиям, и по итогам оформляет соответствующий протокол (ч.ч. 2, 3, 6, 7 ст. 54.5 Закона N 44-ФЗ).

Если в допуске к участию в конкурсе отказано всем подавшим заявки участникам закупки или всем, кроме одного, конкурс признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).

Если конкурс не был признан несостоявшимся, оператор после поступления ему вышеуказанного протокола обязан направить каждому участнику закупки, подавшему заявку, информацию о решении, принятом в отношении его заявки, о возможной цене контракта и о дате и времени подачи окончательных предложений о цене контракта (ч. 9 ст. 54.5 Закона N 44-ФЗ).

4) Подача окончательных предложений о цене контракта

Согласно ч.ч. 1- 6 ст. 54.

6 Закона N 44-ФЗ участники закупки, допущенные к участию в конкурсе, вправе подать на электронной площадке по 1 окончательному предложению о цене контракта (далее – окончательное предложение), которое должно быть ниже первоначального, поданного в составе заявки, в течение 3 часов в день, следующий после истечения 1 рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок.

Если окончательное предложение участником конкурса не подано, окончательным признается его предложение о цене контракта, поданное в составе заявки (ч. 6 ст. 54.6 Закона N 44-ФЗ).

Об итогах подачи окончательных предложений оператор формирует соответствующий протокол (ч. 7 ст. 54.6 Закона N 44-ФЗ).

5) Рассмотрение и оценка вторых частей заявок

После формирования протокола подачи окончательных предложений оператор направляет заказчику вторые части заявок, а также документы и информацию этих участников, содержащиеся согласно ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ в реестре участников закупки (ч. 1 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок в силу ч. 2 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ отсчитывается от даты направления заказчику вторых частей заявок оператором и не может превышать следующих пределов:

– 5 рабочих дней – в случае проведения конкурса на приобретение товара, работы либо услуги в сфере науки, культуры или искусства, независимо от НМЦК;

– 3 рабочих дня – во всех иных случаях, если НМЦК превышает 1 млн. руб.;

– 1 рабочий день – во всех иных случаях, если НМЦК не превышает 1 млн. руб.

Комиссия рассматривает вторые части заявок и документы, направленные оператором, на предмет соответствия требованиям, установленным документацией (ч.ч. 1, 3 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Если не соответствующими установленным требованиям признаны все вторые части заявок или все, кроме одной, конкурс признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Если конкурс не признан несостоявшимся, комиссия оценивает квалификацию участников конкурса, подавших заявки и фиксирует результат в соответствующем протоколе (ч. 1 ст. 32, ч. 6 ст. 54.4, ч. 5 ст. 54.5, ч.ч. 6, 7, 8 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

6) Подведение итогов конкурса

Подведение итогов конкурса осуществляется комиссией путем окончательной, комплексной оценки поданных участниками конкурса заявок на основании протоколов рассмотрения первых и вторых частей заявок и протокола подачи окончательных предложений и присвоения каждой заявке порядкового номера в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта; результаты фиксируются в протоколе подведения итогов конкурса (ч.ч. 10, 11 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ). Победителем конкурса (далее – победитель) признается его участник, заявке которого присвоен первый номер (ч. 14 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

С момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов конкурса любой участник конкурса, за исключением победителя, вправе отозвать заявку (ч. 17 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

7) Заключение контракта

Контракт заключается, если конкурс не был признан несостоявшимся, не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов конкурса, при условии предварительного предоставления победителем обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ/, в сроки, установленные законом (ч.ч. 2 – 9 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

В случае отказа уклонения победителя от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер (ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Последствия признания конкурса несостоявшимся описаны в ст. 55.1 Закона N 44-ФЗ. Анализ этой статьи показывает, что “однозначно несостоявшимся” конкурс признается при наличии 1 заявки. Если такая заявка соответствует всем установленным требованиям, заказчик вправе заключить контракт с подавшим ее участником (ч.ч.

1, 2, 5 ст. 55.1 Закона N 44-ФЗ).

Если же конкурс признан несостоявшимся ввиду полного отсутствия заявок, в том числе – вследствие отклонения всех поданных заявок, то после признания конкурса несостоявшимся заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на 10 дней с даты размещения соответствующего извещения (ч. 3 ст. 55.

1 Закона N 44-ФЗ), то есть фактически конкурс начинается заново. Это выглядит противоречащим здравому смыслу, но таково буквальное указание закона. И только если после этого конкурс вновь, повторно признается не состоявшимся по причине отсутствия заявок, соответствующих установленным требованиям, в силу ч. 4 ст. 55.

1 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ) или новую закупку. Те же последствия применяются в случае уклонения от заключения контракта и победителя и участника конкурса, заявке которого присвоен второй номер.

Отдельные вопросы, связанные с порядком проведения конкурсов, подробнее рассмотрены в отдельных материалах.

Источник: http://base.garant.ru/58079947/

Виды конкурсов | «Гарант-Сервис» г. Смоленск

Виды конкурсов по 44 фз
Конкурс подразумевает не один способ выбора контрагентов, а целую группу способов, одновременно схожих и не схожих между собой. Разобраться в разновидностях конкурсов и их особенностях поможет настоящая статья.

Понятие «конкурс» употребляется в российском законодательстве в различных контекстах и смыслах.

Во-первых, это публичный конкурс как юридическое действие, предусмотренное главой 57 Гражданского кодекса, а также конкурс как способ:

— продажи имущества*(1);— приватизации, регулируемой законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»*(2);

— реализации имущества должника, имеющей своей целью удовлетворение требований кредиторов в рамках процедуры банкротства*(3).

И наконец, конкурс покупателя — сложная процедура определения участника, представившего наилучшее для заказчика предложение.

Ниже пойдет речь именно о конкурсе покупателя, поскольку для ситуации продажи имущества (в т.ч. для продажи имущества должника и приватизации государственного и муниципального имущества) наиболее распространенной процедурой является аукцион, а конкурс используется редко и лишь в весьма специфических случаях.

Конкурс покупателя нередко смешивают с такими понятиями, как «тендер» и «торги». Здесь стоит отметить, что понятия тендера как такового в действующем российском законодательстве нет, а конкурс является одной из двух разновидностей торгов, о чем подробнее будет сказано ниже.

Правовые основы, специфика разных видов конкурсов покупателя установлены различными нормативными правовыми актами. Общие требования к проведению таких конкурсов перечислены в статьях 447-449 Гражданского кодекса и законе «О защите конкуренции»*(4).

Специальные требования к конкурсам, проводимым отдельными категориями заказчиков, приведены в законах «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» *(5), «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» *(6) (вступил в силу с 01.01.2014). Но предметом регулирования всех этих законов является именно конкурс, организуемый для приобретения товаров, работ или услуг.

Виды конкурсов на покупку

И конкурсы, организуемые государственными закупщиками, и конкурсы для нужд коммерческих организаций базируются на общей методологии. Все конкурсы объединены общим принципом определения победителя: победителем становится участник, предложивший лучшую совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным в конкурсной документации.

При этом в современной закупочной практике используется множество разновидностей конкурсов покупателя. Классифицировать такие конкурсы можно по различным основаниям.

В зависимости от круга участников конкурсы подразделяются на открытые и закрытые. Информация об открытых конкурсах находится в свободном доступе (как правило, в сети Интернет), и, таким образом, приглашение к участию в них адресовано неопределенному кругу лиц.

Приглашение к участию в закрытом конкурсе направляется лишь потенциальным поставщикам, выбранным для этого организатором, а информация о закрытом конкурсе, как правило, не публикуется.

Закрытые конкурсы необходимы для защиты государственной или коммерческой тайны при проведении закупок.

По количеству этапов конкурсы делятся на одноэтапные и многоэтапные. Одноэтапные конкурсы проводятся тогда, когда заказчик изначально определяет необходимую ему продукцию и критерии выбора победителя. Большинство конкурсов являются одноэтапными.

Однако в том случае когда заказчик изначально не может самостоятельно определить специфику закупаемой продукции и порядок оценки поступающих по ней предложений, то конкурс проводится в несколько этапов.

В этом случае на первом этапе заказчик запрашивает у потенциальных поставщиков их предварительные заявки, в которых формулируется экспертное мнение участников рынка об оптимальных параметрах необходимой заказчику продукции. Это мнение необходимо заказчику для формирования условий закупочной документации.

На всех последующих этапах, кроме последнего, эти параметры могут уточняться путем сбора заявок с потенциальных поставщиков. Наконец на последнем этапе заказчик формирует окончательный вариант закупочной документации, устанавливая в нем точные параметры закупаемой продукции, и собирает окончательные заявки поставщиков. Многоэтапные конкурсы, как правило, используются для закупки сложной высокотехнологичной продукции.

По наличию квалификационных требований к поставщику конкурсы делятся на проводимые с предварительной квалификацией и без таковой.

Предквалификационный отбор, не будучи отдельным этапом конкурса, является организационно обособленной подготовительной процедурой, в рамках которой заказчик собирает с потенциальных поставщиков не их коммерческие предложения, а документы, подтверждающие квалификацию этих поставщиков.

Перечень документов, подтверждающих квалификацию, заранее публикуется заказчиком в конкурсной документации. Лишь те поставщики, которые успешно прошли предварительный квалификационный отбор, допускаются к основной части конкурса, то есть к стадии сбора конкурсных заявок.

Предварительная квалификация используется в том случае, когда для исполнения контракта особенно важно убедиться в наличии технических, организационных, квалификационных возможностей поставщика исполнить данный контракт.

Однако даже если предварительная квалификация в рамках конкурса не предусмотрена, то заказчик в рамках конкурсной документации все равно может установить минимальные квалификационные требования к поставщику. Например, это может быть требование к опыту работы на рынке, требование об отсутствии задолженности по налогам и сборам, о том, что в отношении поставщика не проводится процедура банкротства, и т.п.

По наличию дополнительных элементов выделяют конкурсы с постквалификацией, конкурсы с переторжкой, конкурсы с обоими названными дополнительными элементами. Постквалификация преследует ту же цель, что и предквалификация, однако при проведении постквалификации проверяется компетенция не всех участников конкурса, а лишь того участника, который был выбран победителем.

Соответственно, в отличие от предквалификации постквалификация проводится не до, а после приема конкурсных заявок участников. Переторжка, которая является одной из древнейших торговых процедур, преследует целью снизить финальную цену контракта.

Для этого после составления предварительного ранжирования заявок участников по степени их привлекательности все участники получают возможность повысить привлекательность своей заявки, снизив запрашиваемую в данной заявке цену. После снижения цен составляется окончательное ранжирование заявок, при котором победитель может измениться.

Переторжка может проводиться как в режиме on-line (в этом случае весь процесс напоминает аукционный торг с перебиванием цен конкурентов), так и путем подачи каждым из участников конверта с той минимальной ценой, на которую он согласен.

Форма проведения конкурса сама по себе является обособленной характеристикой процедуры. Нельзя говорить о таком особом способе проведения конкурса, как электронный конкурс, поскольку все приведенные выше разновидности конкурсов на сегодняшний день могут быть реализованы в электронной форме.

Вместе с тем в широком смысле слова по форме их проведения конкурсы можно разделить на традиционные (бумажные) и электронные.

Принципиально различаются они тем, что в первом случае организатор и участники конкурса не имеют возможности взаимодействовать в режиме on-line, поскольку заявки участников конкурса и все остальные документы направляются организатору посредством почтовых отправлений: в бумажных конвертах, с помощью e-mail и т.п.

 Конкурсы в электронной форме проводятся на электронной торговой площадке, где весь документооборот осуществляется в электронной форме, удостоверяется электронными подписями и может совершаться в режиме on-line.

Важно! В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурс с предквалификацией назван «конкурсом с ограниченным участием», поскольку по итогам предквалификации круг участников такого конкурса ограничивается лишь теми потенциальными поставщиками, которые прошли предварительный квалификационный отбор.

Правовое регулирование конкурсов

Как уже было сказано, основные требования к конкурсу установлены Гражданским кодексом. В частности, статьями 447-449 данного Кодекса конкурс назван одной из двух разновидностей торгов наравне с аукционом.

Основное различие между этими двумя разновидностями торгов состоит в принципе определения победителя: при проведении аукциона победителем становится тот, кто предложил лучшую цену, а победителем конкурса — тот, кто предложил лучшую совокупность условий исполнения договора.

Закон N 223-ФЗ называет конкурс основным способом проведения закупки товаров (работ, услуг), при том, что часть 3 статьи 3 этого закона оставляет заказчику право предусмотреть в положении о закупке и иные способы, которые он сможет использовать наравне с конкурсом.

На проведение конкурса субъектами Закона N 223-ФЗ не распространяются требования Закона N 44-ФЗ (закона «О контрактной системе»).

Но необходимо следовать положениям Гражданского кодекса о заключении договора на торгах, в соответствии с которыми организатор конкурса обязан выбрать победителем одного из участников, допущенных к конкурсу.

Большая часть подходов к регулированию конкурса, закрепленных ранее Федеральным законом от 27 июля 2005 года N 94-ФЗ, сохранена и в новом Законе N 44-ФЗ, согласно которому в сфере госзаказа планируется проводить конкурсы чаще, чем сейчас.

На доктринальном уровне конкурс в соответствии с Законом N 44-ФЗ позиционируется как основной способ размещения госзаказа, тогда как в период действия Закона N 94-ФЗ таким основным способом фактически был аукцион.

При этом если открытый аукцион и по Закону N 94-ФЗ, и по Закону N 44-ФЗ проводится в электронной форме, то для конкурса, проводимого госзаказчиками, даже новым Законом N 44-ФЗ электронной формы до сих пор не предусмотрено.

В законе «О контрактной системе» расширено легальное определение понятия конкурса.

Так, по общему правилу заказчик проводит открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, и к участникам закупки предъявляются единые требования. Также законом N 44-ФЗ вводятся два новых для госзаказа вида конкурсов — конкурс с ограниченным участием (так в новом законе о госзакупках назван конкурс с предквалификационным отбором) и двухэтапный конкурс.

Законом N 44-ФЗ установлены и специальные, по сравнению с Гражданским кодексом, требования к срокам проведения конкурсов.

Так, извещение о проведении открытого конкурса публикуется в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе*(7).

А если этот конкурс признан несостоявшимся, то при проведении повторного конкурса срок сбора конкурсных заявок сокращается до 10 дней*(8).

Таким образом, несмотря на некоторую специфику регулирования конкурса покупателя в отраслевых законах, можно говорить о наличии в российском законодательстве единообразного подхода к регулированию конкурсов, проводимых с целью закупки товаров, работ и услуг.

Важно! В рамках одного конкурса заказчик может выделить несколько лотов с отдельными объектами закупки (например, в рамках конкурса на оснащение школьных классов в качестве отдельных лотов могут быть выделены мебель, компьютерная техника и учебные пособия). В этом случае на каждый лот подается отдельная заявка и победитель определяется отдельно по каждому лоту.

Источник: http://garant-smolensk.ru/articles/as020414/

Конкурс: понятие, виды, порядок выбора, особенности документооборота

Виды конкурсов по 44 фз

Егоров Сергей Александрович,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск

В наши дни органам государственной власти и органам местного самоуправления для осуществления своей деятельности порой необходимы различные товары, оказания каких-либо услуг, выполнения работ. И для решения этих вопрос был принят 44-ФЗ от 5.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как раз одной из таких способов закупок является – конкурс.

Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

44-ФЗ выделяет следующие виды конкурса:

1.Открытый – конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, когда необходимо проводить конкурса с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион и т.д.

2.

С ограниченным участием – конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:

1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

3.

Двухэтапный – конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

4. Закрытый.

5. Закрытый с ограниченным участием.

6. Закрытый двухэтапный.

К закрытым конкурсам применяются аналогичные положения, но главное отличие от открытых видов – это ограниченный круг участников.

Весь документооборот регулируется положениями статей 49-51 44-ФЗ, но Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Заявка на участие в данных видах конкурса должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

В течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком.

В заключении хотелось бы сказать, что использование конкурсной системы дает возможность наиболее эффективно и качественно заказчику определиться с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в том или ином вопросе, и вновь переизданный 44-ФЗ (так как ранее эти вопросы регулировал 94-ФЗ) создал систему для снижения злоупотребления и коррупции в этой сфере.

Средняя:

Источник: http://conf.omua.ru/content/konkurs-ponyatie-vidy-poryadok-vybora-osobennosti-dokumentooborota

Виды тендеров и их особенности – Инитпро | Тендеры Инитпро тендеры

Виды конкурсов по 44 фз

Главный критерий для классификации тендеров – количество потенциальных участников закупки, если их несколько, то это конкурентный способ определения поставщика.

В определенных случаях заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, такой способ называют неконкурентным.

С 1 июля 2018 года в электронной форме проводятся:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Определение поставщика закрытым способом также может проводиться в электронной форме, но на специализированных электронных площадках – это сайты, доступ к которым происходит через защищенные каналы связи.

Конкурентные способы закупки по 44-ФЗ делятся на открытые и закрытые.

Если торги открытые, то информация о них размещается в Единой информационной системе и доступна неограниченному кругу лиц.

Конкурс предполагает, что кроме цены заказчик будет отбирать поставщика и по другим критериям. Тот участник, который предложит лучшие условия (например, лучшее соотношение цена/качество и т.д.) и будет победителем конкурса.

Закон выделяет следующие виды конкурсов:

  • открытый;
  • с ограниченным участием;
  • двухэтапный;

Каждый из видов может быть как открытым, так и закрытым.

Требования к участникам указываются в конкурсной документации и едины для всех.

Более подробно об этом способе определения поставщика читайте в нашей статье

Особенность конкурса с ограниченным участием по 44-ФЗ  состоит в том, что участники проходят предквалификационный отбор.

Таким образом отбираются поставщики, если товары, работы, услуги технически сложные, инновационные или требуют особой квалификации и оборудования, например, проведение реставрации, работа с музейными ценностями.

Заказчик вправе заявлять особые требования:

  • к опыту работы, квалификации работников;
  • к наличию в собственности специального оборудования или иных спецсредств для выполнения работ.

Дополнительные требования перечислены в ч.2 ст.31 44-ФЗ, а также в постановлении Правительства от 4 февраля 2015 года №99.

Заявка участника должна включать копии документов, подтверждающих соответствие требованиям. В течение 10 рабочих дней с момента вскрытия конвертов комиссия заказчика проводит предквалификационный отбор.

Если ни один из участников не соответствует основным и дополнительным требованиям или соответствует только один, то торги признают несостоявшимися.

Если несколько участников прошли отбор, то комиссия рассматривает и оценивает заявки. Заказчик выявляет победителя на основании выставленных каждой заявке оценок.

Заказчик проводит такой конкурс при совпадении двух условий:

1. Объектом закупки являются:

  • научные исследования, проектные работы, поставка высокотехнологичных продуктов и т.д.
  • энергосервисный контракт;
  • произведение литературы или искусства, его исполнение.

2. Характеристики объекта нужно обсудить с возможными исполнителями.

На первом этапе участники представляют конкурсной комиссии свои идеи относительно выполнения задания заказчика без указания стоимости. Обеспечение заявки при этом вносить не нужно.

Далее заказчик уточняет детали каждой заявки с участниками, в обсуждении каждого проекта могут участвовать все заявившиеся конкурсанты.

По итогам обсуждения комиссия составляет протокол, где фиксирует результаты. На этом этапе заказчик может уточнить требования к объекту закупки и критерии оценки заявок.

На втором этапе участники представляют окончательную заявку и ее обеспечение. Участие в этом этапе добровольное, конкурсант вправе отказаться от дальнейшей борьбы.

Рассмотрение заявок, выявление победителя или признание конкурса несостоявшимся происходит по правилам проведения открытого конкурса.

Аукцион используется заказчиком, если главным критерием для выявления победителя является цена на объект торгов.

Электронный аукцион проходит на ЭТП, его проведение обеспечивает оператор площадки.

Правительством утвержден список товаров и услуг, закупать которые можно только проводя аукцион в электронной форме (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р).

Подробно об этом виде торгов и о сроках его проведения в отдельных статьях.

После размещения информации о закупке в ЕИС заказчик рассматривает полученные от поставщиков заявки, а победителем признается тот участник, кто предложил максимально низкую цену. Заказчик может просто разместить извещение на сайте информационной системы, а может, помимо этого, еще направить запрос не менее чем трем поставщикам.

У такого способа есть несколько ограничений:

  • НМЦ не может быть больше 500 тысяч рублей;
  • годовой объем закупок таким способом не может превышать 10% общего объема закупок организации, но не более 100 миллионов рублей.

Ограничения к сумме контракта не применяются для закупок товаров, работ услуг для российских ведомств, располагающихся на территории иностранных государств, а также для закупок в экстренных ситуациях: например, когда необходимо обеспечить больных жизненно важными лекарствами

Для того, что в случае крупных техногенных аварий или иных чрезвычайных ситуациях госорганы могли оперативно приобрести товары, они проводят предварительный отбор поставщиков и составляют реестр. В случае необходимости торги проходят в форме запроса котировок среди участников из реестра.

Это объясняется тем, что запрос котировок проходит довольно быстро и просто. Информация о закупке размещается в ЕИС не позднее чем за 7 дней до окончания приема заявок, если НМЦ меньше чем 250 тысяч рублей, то за 4 дня.

Участники сразу подают заявку с окончательным ценовым предложением и затем уже не могут ее изменить, если заказчик не вносит изменения в закупочную документацию.

Еще больше информации о запросе котировок в отдельной статье

Извещение о запросе предложений размещается в единой информационной системе и предназначается неограниченному числу участников, победителем становится тот, чье предложение в наибольшей степени соответствует объекту закупки.

В законе перечислены конкретные ситуации, когда заказчик может использовать этот способ:

  • приобретение спортивного инвентаря и формы для участия сборной России в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • закупка лекарств для лечения конкретного пациента;
  • покупка изделий художественных промыслов, имеющих художественную ценность;
  • оплата юридических услуг по защите РФ в зарубежных судах и иных органах.

Кроме этого, запрос предложений проводится, если заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке, а также, если повторный конкурс или аукцион не состоялись.

Подробнее о запросе предложений в нашей статье.

К закрытым способам закупок по 44-ФЗ относятся:

  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый аукцион.

При проведении закрытой процедуры заказчик направляет информацию о проведении закупки определенным поставщикам, которые соответствуют требованиям закона и могут поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услугу.

Закрытые торги проводятся в случаях, перечисленных в законе:

  • если сама потребность, по поводу которой организуют торги, составляет государственную тайну;
  • если в конкурсной документации или проекте контракта содержится государственная тайна;
  • при проведении торгов по страхованию, транспортировке и охране ценностей, в том числе музейных;
  • при выборе персонала (уборщицы, водители) для судейского состава и судебных приставов;
  • при организации закупок ведомствами, отвечающими за оборону и безопасность. Перечень этих учреждений приведен в распоряжении Правительства от 27.11.2017 №1428.

Закон предусматривает проведение закрытых торгов в «бумажной», а также в электронной форме на специализированных площадках.

Более подробно о закрытых тендерах читайте в нашей статье.

Использование неконкурентных способов проведения торгов строго регламентировано: в законе перечислены случаи, когда заключается контракт с единственным поставщиком.

Информация о закупке у единственного поставщика размещается в ЕИС, если объект заказа не составляет государственную тайну.

В случаях, указанных в законе, заказчик обосновывает НМЦ, причину выбора неконкурентного способа определения поставщика, и включает эти сведения в контракт.

В течение одного рабочего дня с момента подписания контракта с поставщиком, заказчик уведомляет антимонопольную службу и направляет копию документа и обоснование его заключения.

Бюджетные организации могут заключать договоры с единственным поставщиком для приобретения:

  • товаров, услуг, работ на сумму не более 300 тысяч рублей (п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ);
  • товаров, услуг, работ на сумму не более 600 тысяч рублей для учреждений, перечисленных в п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ;
  • лекарственных препаратов на сумму до одного миллиона рублей для одного пациента (п.28 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).

С 1 июля заказчики вправе использовать единый агрегатор торговли «Березка» при закупке однотипных товаров на небольшие суммы. 

С 1 ноября федеральные ведомства и подконтрольные им казенные учреждения должны закупать канцелярию только на ЕАТ, а с 1 марта все закупки, соответствующие перечисленным выше параметрам, будут проходить на портале малых закупок.

Еще статьи по этой теме:

«Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ»

«Как работать на торговой площадке «Березка»

Источник: http://initpro.ru/help-center-article/vidy-tenderov

Виды государственных закупок по 44-ФЗ

Виды конкурсов по 44 фз

Для многих участников госторгов, помимо самого объекта тендера, важным фактором является вид проводимой закупки.

Виды закупок по 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ существует определенное количество видов закупок, которые прописаны в законе. Их все можно разделить на 2 большие группы – конкурентные и неконкурентные. С 2018 года перечень возможных видов государственных и муниципальных закупок был расширен новыми электронными формами:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • И, конечно, электронный аукцион, который уже давно является самым популярным видом государственных закупок.

С 1 января 2019 осталась только электронная форма проведения закупок. От выбора того или иного вида тендера зависит форма заявки, требование к наличию обеспечения и других документов.

Рассмотрим каждый из видов государственных закупок отдельно.

Конкурентные виды закупок

Самый востребованный в 2019 году вид конкурентной закупки – электронный аукцион.

Для участия необходимо подготовить 2 части заявки: в первой предоставляется информация об объекте закупки, во второй – данные об участнике.

При проведении аукционов практически всегда (в зависимости от размера НМЦК) необходимо вносить обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта. Победителем признается допущенный участник, предложивший наиболее низкую цену.

Открытый конкурс в электронной форме

Вторым по популярности видом закупок для государственных нужд является открытый конкурс. Здесь также могут фигурировать достаточно крупные суммы контрактов. Информация о проведении процедуры сообщается неограниченному числу лиц, путем размещения извещения в ЕИС.

Но по длительности проведения данный вид закупки зачастую занимает гораздо больше времени. Организаторы должны разместить извещение не позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на открытый конкурс в электронной форме.

Заявка на такой конкурс также состоит из 2-х частей. Ч. 4 ст. 54.4 44-ФЗ отражает, какую информацию должна содержать 1 часть заявки. Ч. 6 ст. 54.4 устанавливает аналогичные требования ко второй части.

В открытом конкурсе у участников есть возможность подать окончательное предложение после публикации в ЕИС протокола рассмотрения вторых частей заявок. Победителем признается участник, чьи условия признаны наилучшими согласно тендерной документации.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Алгоритм проведения конкурса с ограниченным схож с проведением открытого конкурса. Отличие данного вида закупок заключается в том, что участвовать могут только те поставщики, которые пройдут предквалификационный отбор. И только после этого этапа начинается рассмотрение заявок.

Проведение конкурса с ограниченным участием возможно только в установленных законодательством случаях: при закупке высокотехнологичных и инновационных товаров, а также при выполнении работ по сохранению культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций и т.д.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием отражены в ст. 56 44-ФЗ. Победителем конкурса с ограниченным участием признается поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

Двухэтапный конкурс в электронной форме

Как следует из названия, этот вид государственной закупки проходит в 2 этапа: на первом проводится предквалификационный отбор (прием первоначальных заявок), а на втором этапе участники подают окончательные заявки.

Если кратко, то на первом этапе заказчик принимает только информацию по объекту закупки, поставщик не должен предлагать цену и вносить обеспечение. После приема всех предварительных заявок заказчик открывает к ним доступ и затем проводит первый этап конкурса. В это время проводится обсуждение технических предложений участников, которые имеют право присутствовать на этом этапе.

По его результатам заказчик может внести изменения в документацию. После этого он направляет приглашения на участие во втором этапе. В приглашении должны содержаться все изменения, которые заказчик внес в документацию.

Поставщик вправе отказаться от участия во втором этапе конкурса. Если же он продолжает участвовать, то должен прислать окончательную заявку, указав свою цену контракта, а также предоставив обеспечение участия.

Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно условиям тендерной документации.

Запрос предложений в электронной форме

Запрос предложений – это вид закупки, победителем которой признается участник подавший окончательное предложение, наиболее соответствующее требованиям тендерной документации.

Участники подают заявки на площадку, на которой проводится запрос предложений. После окончания приема, заказчик их рассматривает и публикует протокол, указывая лучшие предложенные условия. После этого допущенным участникам в течение одного часа предлагается подать окончательное предложение с улучшенными условиями.

Победителем признается участник лучшим образом соответствующий критериям, установленным тендерной документацией.

Запрос котировок в электронной форме

Следующий вид муниципальных и государственных закупок – это запрос котировок в электронной форме.

Главным требованием в проведении запроса котировок выступает ограничение по стоимости цены контракта – она не должна превышать 500 тыс руб., а общий объем закупок этим методом не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок, а также превышать 100 млн руб в год.

Все поданные заявки рассматривает котировочная комиссия и направляет протокол рассмотрения оператору ЭТП, который, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер. Первой помечается заявка с самым лучшим ценовым предложением, затем по убыванию цены присваиваются остальные номера.

Если участник с порядковым номером 1 отказывается от заключения контракта, то это предлагается сделать участнику с номером 2.

Виды неконкурентных закупок по 44-ФЗ

В 44 Федеральном законе существует одна форма неконкурентных тендеров – это закупка у единственного поставщика. В законе строго регламентированы все случаи, когда заказчик может использовать данный вид государственных закупок.

Участие в каждом из описанных выше видов имеет свои плюсы и минусы, взвесив которые, Вы сможете выбрать тот, который оптимально подойдет именно для Вашей компании.

© ООО МКК “РусТендер”

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Запрос котировок по 44-ФЗ: специфика метода

Открытые и закрытые тендеры: сходства и различия

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/vybor-tendera-v-zavisimosti-ot-celej

Палладиум Права
Добавить комментарий